Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 1051801-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка присвоения и регистрации имени"
внесен членом Совета Федерации В.А. Петренко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 1051801-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка присвоения и регистрации имени", внесенный членом Совета Федерации В.А. Петренко (далее также - законопроект).
Законопроектом предлагаются изменения в статью 19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 58 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), а также в статьи 16, 18 и 58 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон об актах гражданского состояния). Законопроект, согласно пояснительной записке к нему, направлен на обеспечение личного неимущественного права на имя путем установления ограничений при выборе имени ребенка, а также при перемене имени. Так, законопроектом предлагается установить, что имя не может состоять из "цифровых, буквенных обозначений, числительных, символов или их любой комбинации, аббревиатур, ненормативной лексики, содержать указания на ранги, должности".
Следует отметить, что в соответствии со статьей 58 СК РФ ребенок с рождения имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя, полученное при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. По общему правилу, имя ребенку присваивается по соглашению родителей. При этом закон не ограничивает пределы усмотрения родителей при выборе имени ребенку. Орган записи актов гражданского состояния не вправе отказать в записи имени ребенка в случае неблагозвучности, оскорбительности имени. Подобный подход основан на презумпции разумности и добросовестности родителей при выборе имени ребенку. Вместе с тем, отсутствие законодательно установленных ограничений при выборе имени может приводить к злоупотреблению родительскими правами и присвоению ребенку имени, которое заведомо нарушает его интересы (например, "БОЧ рВФ 260602").
Таким образом, поставленный автором законопроекта вопрос о необходимости создания правовых условий, позволяющих обеспечить интересы ребенка при выборе ему имени, представляется заслуживающим внимания. В силу этого, Комитет считает возможным поддержать концепцию законопроекта.
Вместе с тем, по мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения вызывают ряд замечаний.
1. Порядок присвоения имени при государственной регистрации рождения ребенка определяется Федеральным законом об актах гражданского состояния. Поэтому необходимость внесения предлагаемых изменений в части уточнения понятия "имя гражданина" в статью 19 ГК РФ, регулирующую участие гражданина в гражданском обороте под своим именем (которое включает собственное имя, фамилию и отчество, при его наличии) требует дополнительного обсуждения.
2. Дополнительной проработки требует предлагаемый законопроектом перечень ограничений при выборе имени с тем, чтобы максимально обеспечить интересы ребенка, сохранив при этом баланс между интересами ребенка и правами родителей.
3. Законопроектом вносятся изменения, в том числе, в статью 16 Федерального закона об актах гражданского состояния. Предлагается использовать установленный статьей 19 указанного Федерального закона порядок государственной регистрации рождения найденного (покинутого) ребенка для случаев государственной регистрации рождения ребенка в случае пропуска месячного срока подачи заявления о рождении. Соответствующие предложения не обоснованы в пояснительной записке к законопроекту. Предлагаемое изменение представляется непроработанным и не может быть поддержано, поскольку предусмотренный статьей 19 Федерального закона об актах гражданского состояния порядок государственной регистрации рождения предусмотрен для государственной регистрации рождения ребенка, родители которого неизвестны. Сведения о родителях ребенка в этом случае в запись акта о его рождении не вносятся. Кроме того, в законопроекте не учтено, что статья 21 Федерального закона об актах гражданского состояния устанавливает порядок государственной регистрации рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более.
4. Комитет также отмечает, что законопроект нуждается в существенной юридико-технической доработке (в том числе, в части соотнесения используемой в проектных нормах терминологии с действующим законодательством).
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1051801-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка присвоения и регистрации имени", внесенный членом Совета Федерации В.А. Петренко, с учетом его последующей доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.