Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 16 февраля 2017 г. N 23/5
о проекте федерального закона N 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)",
внесенном депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, О.А. Николаевым, И.Б. Дивинским, Ю.П. Олейниковым, М.В. Гулевским, А.Н. Изотовым, А.Д. Козенко, А.В. Лященко, Д.Е. Шилковым, В.А. Агаевым, Е.Б. Шулеповым; членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, В.В. Полетаевым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование процедуры предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, создание дополнительных механизмов финансового оздоровления, предусматривающих использование средств Банка России для финансирования санации банков. С этой целью Банк России:
- обособит от остального своего имущества часть денежных средств, сформировав тем самым Фонд консолидации банковского сектора (далее - Фонд);
- учредит общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" (далее - УК), которая, в случае принятия решения о финансировании санации за счет средств Банка России будет назначаться в кредитную организацию в качестве временной администрации и от имени Банка России будет участвовать в осуществлении мер по предупреждению банкротства для чего будет использовать средства Фонда.
В связи с установлением нового механизма санации кредитных организаций законопроектом предлагается увеличить число представителей Банка России в совете директоров Агентства по страхованию вкладов до семи человек, одновременно уменьшив число представителей Правительства Российской Федерации до пяти человек. При этом Председателем совета директоров Агентства будет Председатель Банка России. Кроме того, совету директоров Агентства делегируются полномочия по принятию решений о создании Агентством иных юридических лиц, об участии Агентства в иных юридических лицах.
В целом поддерживая изложенные в законопроекте новеллы и отмечая несомненную актуальность мер, направленных на повышение эффективности мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, Комитет считает целесообразным доработку законопроекта ко второму чтению с учетом следующих замечаний.
1. Из текста проектируемой статьи 76.10 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) можно сделать вывод, что регулирование деятельности Фонда и УК основывается на Федеральном законе 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон об инвестфондах) с особенностями, проектируемыми к внесению в Закон о Банке России и в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Учитывая, что установленные законопроектом особенности правового регулирования Фонда, а также требования, установленные законопроектом к УК принципиально отличаются от установленных Законом об инвестфондах, а также учитывая отсутствие в законопроекте положений, из которых можно сделать однозначный вывод об организационно-правовой форме Фонда, Комитет считает необходимым ко второму чтению доработать законопроект в части определения правового статуса Фонда.
2. В соответствии с проектируемой статьей 76.12 Закона о Банке России Банк России может создать Фонд консолидации банковского сектора, а в соответствии с проектируемой статьей 76.10 Банк России может учредить общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора". Однако проектируемой статьей 76.11 и частью 3 статьи 76.10 устанавливается право УК осуществлять доверительное управление паевыми инвестиционными фондами, создаваемыми по решению Совета директоров Банка России в целях осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.
Комитет считает необходимым уточнить, в каких случаях и какие дополнительные паевые инвестиционные фонды предполагает создать Банк России для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, особенно с учетом положений части 5 проектируемой статьи 76.10, делегирующей УК осуществлять брокерскую и депозитарную деятельность, а также частей 6 и 7 той же статьи 76.10 (в части самостоятельного осуществления УК деятельности по учету и хранению имущества, составляющего паевые инвестиционные фонды, а также неприменения положений Закона об инвестфондах об осуществлении специализированным депозитарием контроля за распоряжением имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, контроля за деятельностью УК), а также делегирует право осуществлять брокерскую и депозитарную деятельность.
Комитет также обращает внимание, что проектируемым новым пунктом 12.1 статьи 189.49 Закона о банкротстве финансовая помощь санируемому банку может оказываться приобретением Банком России (УК) или АСВ паев паевого фонда, сформированного самой УК (из количества обыкновенных акций или долей в уставном капитале, дающих не менее 3/4 от общего числа голосов), что противоречит пункту 3 статьи 40 Закона об инвестфондах, прямо запрещающему управляющим компаниям приобретать акции инвестиционного фонда, активы которого находятся в ее доверительном управлении и влечет за собой ответственность, установленную частью 6 статьи 15.29 КОАП. Дополнительного обсуждения требует данная норма в совокупности с правом Банка России приобретать акции (доли в уставном капитале) санируемых банков, в том числе по цене выше их номинала и продавать их по цене, ниже цены их приобретения.
3. Проектируемой частью 4 статьи 75 Закона о Банке России устанавливается, что по решению Совета директоров и за счет денежных средств, составляющих Фонд, Банк России вправе:
- приобретать и продавать акции (доли в уставном капитале) кредитных организаций, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства (далее - санируемые банки),
- приобретать и продавать имущество (имущественные права) санируемых банков, а также права требования к санируемым банкам
- предоставлять санируемым банкам субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы), а также кредиты, размещать депозиты, выдавать банковские гарантии.
Одновременно, в части 2 проектируемой статьи 76.10 Закона о Банке России устанавливается, что УК от имени Банка России участвует в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций и использует денежные средства, составляющие Фонд.
Комитет считает, что дополнительного обсуждения требует правовой режим и порядок использования денежных средств Фонда одновременно и УК и Банком России, а также отчетность по использованию указанных денежных средств.
4. Изменениями в подпункт 4 пункта 12 статьи 189.49 Закона о банкротстве предусматривается, что финансовая помощь в виде взноса в уставный капитал банка за счет средств Фонда или денежных средств АСВ оказывается только после прекращения обязательств банка перед руководством банка и контролирующими его лицами, по кредитам, займам, депозитам, иным требованиям в денежной форме.
Комитет обращает внимание, что из редакции законопроекта не представляется возможным сделать вывод, в какой из предусмотренных главой 26 Гражданского кодекса форм должно быть реализовано прекращение обязательств (исполнением, отступным, зачетом, новацией, прощением). В связи с этим невозможно сделать вывод об экономической целесообразности данной нормы с точки зрения проведения мер по предупреждению банкротства кредитной организации.
5. Проектируемыми пунктами 21 и 23.1 статьи 189.50 Закона о банкротстве устанавливается, что если в результате осуществления мер по предупреждению банкротства Банк России, АСВ или инвестор стали владельцами более 95% обыкновенных и (или) привилегированных акций банка, то они вправе выкупить у остальных владельцев акций, а также у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, указанные ценные бумаги, а также устанавливается срок, в течение которого у собственника более 95% акций сохраняется право на направление требования о выкупе ценных бумаг (6 месяцев с момента истечения срока действия плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства).
Комитет обращает внимание, что данная новелла противоречит статье 84.7 Федерального закона 26 декабря 1995 года N 208-03 "Об акционерных обществах", которая устанавливает не право, а обязанность выкупа принадлежащих иным лицам остальных акций, по требованию их владельцев (в отношении публичных обществ) и обязанность направить соответствующее предложение миноритарным акционерам в течение 35 дней с момента приобретения соответствующей доли акций.
В связи с вышеизложенным, Комитет поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.