Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 28 марта 2017 г. N 3.1-05/1095
по проекту федерального закона N 572517-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 17 марта 2017 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона внесен в Государственную Думу 1 июля 2011 года депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, М.И. Гришанковым, А.П. Москалец, В.Н. Плигиным, С.Н. Шишкаревым и был принят 19 октября 2011 года в первом чтении, 10 марта 2017 года - во втором чтении, 17 марта 2017 года - в третьем чтении.
Федеральный закон дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 267.1 "Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств", устанавливающей ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Указанные деяния будут наказываться штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Помимо этого Федеральный закон дополняет часть первую статьи 213 "Хулиганство" УК РФ квалифицирующим признаком "на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования". Данная новелла будет способствовать привлечению лиц, совершивших хулиганские действия, подпадающие под новый квалифицирующий признак, сразу к уголовной ответственности, а не к административной по статье 20.1 "Мелкое хулиганство" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, по Федеральному закону имеются замечания.
Так, в соответствии с проектируемым пунктом "в" части 1 статьи 213 УК РФ лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности, если оно совершило хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
При этом совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, должно наказываться в соответствии с новой статьей 267.1 УК РФ.
В то же время, рядом статей главы 11 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (например, статьи 11.1 "Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене", 11.3 "Действия, угрожающие безопасности полетов" и др.).
Учитывая проектируемую редакцию статьи 267.1 УК РФ, не предусматривающую каких либо квалифицирующих признаков, разграничивающих уголовную и административную ответственность (причинение ущерба, тяжкие последствия и пр.), может возникнуть конкуренция норм административного и уголовного законодательства.
В ходе работы над Федеральным законом, Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству были направлены запросы в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации.
Согласно полученного из Министерства внутренних дел Российской Федерации ответа от 23 марта 2017 года N 3/177704341200, МВД России обладает необходимой материально-технической базой, а также кадровым потенциалом, для реализации рассматриваемого Федерального закона.
Кроме того, принятие дополнительных ведомственных нормативных правовых актов после принятия Федерального закона не потребуется. Соответствующие методические рекомендации для практических работников будут подготовлены правоохранительными органами незамедлительно.
Помимо этого, МВД России считает необходимым в течение 2017 года провести ведомственный мониторинг правоприменения, по итогам которого обратиться к законодателю для возможной корректировки закона или в Верховный Суд Российской Федерации для дачи необходимых разъяснений.
Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.