Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности от 28 февраля 2017 г. N 3.3-04/430
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в соответствии со статьями 105 и 106 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче", принятый Государственной Думой 17 февраля 2017 года.
Проект федерального закона N 909122-6 внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 21 октября 2015 года.
Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче (далее - Договор) подписан в городе Анкаре 1 декабря 2014 года и направлен на укрепление дружеских отношений, организацию взаимного оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачу, предупреждение преступности и борьбу с ней, а также защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации и Турецкой Республики (далее - Стороны).
В целях обеспечения надлежащего сотрудничества в рамках настоящего Договора назначаются центральные и компетентные органы Сторон, уполномоченные выполнять настоящий Договор.
В соответствии с положениями Договора Стороны обязуются взаимно оказывать правовую помощь в связи с расследованием, уголовным преследованием и другими процессуальными действиями по уголовным делам, а также выдавать по запросу друг друга лиц, находящихся на их территории и разыскиваемых запрашивающей Стороной для целей уголовного преследования или исполнения приговора за совершение преступлений, влекущих выдачу. При этом под такими преступлениями понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством обеих Сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее 12 месяцев или более тяжкое наказание.
В частности, Договором установлен объем правовой помощи, форма и содержание запросов о правовой помощи, порядок исполнения запросов о правовой помощи, а также порядок отказа или отсрочки в исполнении запроса о правовой помощи. Кроме того, определены условия обеспечения конфиденциальности и ограничения в использовании информации, порядок предоставления информации, документов и записей, правила передачи на время лиц, содержащихся под стражей, в том числе отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также расходы по исполнению запросов о правовой помощи.
Вместе с этим Договором установлены основания для отказа в выдаче и случаи, при которых выдача не производится, условия отсрочки в выдаче и выдача на время, требования к форме и содержанию запросов о выдаче, порядок временного задержания, использования информации и защиты персональных данных. Кроме того, определены условия передачи лиц и предметов, транзитной перевозки, а также расходы, связанные с выдачей.
Настоящий Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты уведомления Сторонами друг друга по дипломатическим каналам о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Реализация Федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров Российской Федерации, а его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
На основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Договор подлежит ратификации, поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в части, касающейся отказа в правовой помощи, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным существенным интересам запрашиваемой Стороны. Кроме того, предметом регулирования Договора являются основные права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче" подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности считает, что ратификация Договора отвечает интересам Российской Федерации, соответствует принципам национального суверенитета, равенства в правах, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела Сторон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:
рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.А. Озеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.