Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 28 февраля 2017 г. N 3.6-03/310
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 февраля 2017 года (проект N 1033373-6), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в области промышленной безопасности, устранение правовых коллизий и снижение административных барьеров при проектировании и строительстве опасных производственных объектов (далее - ОПО).
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) устанавливаются обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности (к проектированию, строительству, эксплуатации, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта и др.). Обязательные требования установлены в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Однако с целью исключения избыточных технических барьеров и внедрения современных технологий и оборудования при осуществлении деятельности на опасных производственных объектах Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", предоставившие возможность отступать от требований промышленной безопасности при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО при условии разработки обоснования безопасности в отношении конкретного объекта.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта - это документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации. Он подлежит экспертизе промышленной безопасности и представляется в Ростехнадзор при регистрации ОПО в государственном реестре.
Требования к обоснованию безопасности установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утвержденными Приказом Ростехнадзора от 15.07.2013 г. N 306. Данным документом установлено, что обоснование безопасности разрабатывается на стадии подготовки проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта.
Однако недостаточно точная формулировка части 4 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ не позволяет сделать однозначный вывод о том, что обоснование безопасности опасного производственного объекта должно входить в состав проектной документации.
Ссылаясь на вышеуказанную норму Федерального закона N 116-ФЗ Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (ФАУ "Главгосэкспертиза России") отказывается принимать обоснование безопасности в составе проектной документации, ссылаясь на то, что данный документ имеет отношение только к эксплуатации ОПО и не может применяться при проектировании опасного производственного объекта.
С целью исключения неопределенности в применении механизма обоснования безопасности ОПО рассматриваемый Федеральный закон уточняет формулировку пункта 4 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ, четко прописывая, что проектирование и строительство ОПО может осуществляться на основе требований, установленных в обосновании его безопасности. Это позволит в дальнейшем однозначно толковать нормы как самого Федерального закона, так и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной частью 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, перечисленные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.