Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 42849-7 "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(в части отнесения к вопросам местного значения деятельности по созданию благоприятных условий для развития туризма),
внесенный Законодательной Думой Хабаровского края
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20 декабря 2016 года (протокол N 19, пункт 57) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 42849-7 "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части отнесения к вопросам местного значения деятельности по созданию благоприятных условий для развития туризма), внесенный Законодательной Думой Хабаровского края.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) и отнести к вопросам местного значения всех видов муниципальных образований создание благоприятных условий для развития туризма. Корреспондирующие изменения также предлагается внести в статью 3.3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ) с целью наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию благоприятных условий для развития туризма.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту в настоящее время большая часть муниципальных образований не имеет права осуществлять полномочия по созданию благоприятных условий для развития туризма за счет средств местных бюджетов в связи со сложной финансовой обстановкой и с учетом положений пункта 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Предлагаемые данным законопроектом изменения, по мнению авторов проекта законодательной инициативы, позволят расширить возможности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Однако, по мнению Комитета, с обозначенными доводами авторов нельзя согласиться по следующим основаниям.
В настоящее время согласно действующему законодательству органы местного самоуправления всех видов муниципальных образований наделены правом на создание условий для развития туризма (пункт 9 части 1 статьи 14.1, пункт 8 части 1 статьи 15.1, пункт 9 части 1 и пункт 3 части 1.1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). По нашему мнению, положение, при котором органы местного самоуправления не обязаны, но вправе при наличии организационных и финансово-экономических возможностей создавать необходимые условия для развития туризма, представляется оптимальным в существующих условиях. Кроме того, по мнению Комитета, при рассмотрении законопроекта следует учитывать, что далеко не все муниципальные образования обладают туристскими ресурсами, наличие которых, прежде всего, необходимо для развития туризма на их территориях.
Необходимо также отметить, что отнесение указанной деятельности к вопросам местного значения, наоборот, повлечет за собой новые расходные обязательства для органов местного самоуправления. Вместе с тем, в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований (в том числе муниципальных образований) по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Однако в рассматриваемом законопроекте указанные требования законодательства не учтены.
Согласно статье 9 Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ, финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом. Расширение перечня вопросов местного значения без решения вопроса достаточного финансового обеспечения исполнения нового полномочия, по мнению Комитета, нарушает принципы разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти. В связи с этим установление новых полномочий за органами местного самоуправления должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в бюджетное и налоговое законодательство в части увеличения доходной базы местных бюджетов. Однако рассматриваемым проектом федерального закона указанные положения также не учтены.
При этом в соответствии со статьей 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Также следует учитывать, что статья 3.3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ была введена Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ, и ее положения вступили в силу только с 1 января 2017 г.
Кроме того Комитетом отмечается, что рассматриваемая законодательная инициатива вносилась Законодательной Думой Хабаровского края на рассмотрение Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (проект законодательной инициативы N 6-482). По итогам ее рассмотрения авторам было предложено не вносить указанный проект законодательной инициативы в Государственную Думу.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает предлагаемые изменения нецелесообразными, не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 42849-7 "О внесении изменений в статью 3.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части отнесения к вопросам местного значения деятельности по созданию благоприятных условий для развития туризма) и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.