Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 9 марта 2017 г.
на проект федерального закона N 54782-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
(в части уточнения процесса размещения и обращения облигаций Банка России)
внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, Ю.П. Олейниковым, Е.Б. Шулеповым и членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 54782-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Одним из инструментов реализации денежно-кредитной политики Банка России является эмиссия облигаций Банка России (далее - ОБР) и проведение операций на открытом рынке с целью регулирования ликвидности в банковской сфере.
Законопроект направлен на повышение гибкости и оперативности процесса эмиссии и обращения ОБР для наиболее эффективного проведения денежно-кредитной политики Банка России. С этой целью случаи, установленные статьей 14 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), в которых листинг ценных бумаг осуществляется без заключения договора с эмитентом ценных бумаг, дополняются листингом облигаций Банка России.
Также, по мнению авторов законопроекта, нормы статьи 17.2 Федерального закона N 39-ФЗ, согласно которым приобретение эмитентом облигаций одного выпуска должно осуществляться на одинаковых условиях для всех облигаций выпуска с соблюдением определенных статьей порядка и сроков, вступают в коллизию с пунктом 4 статьи 51.3, согласно которому цена ценных бумаг по договору репо является существенным условием такого договора и подлежит согласованию сторонами договора, а условие договора репо о цене ценных бумаг считается согласованным, если стороны согласовали цену бумаг, передаваемых по первой и второй части договора репо, или порядок ее определения. Авторы законопроекта считают, что возникающая коллизия может затруднить выкуп Банком России вышеупомянутых облигаций, а также повлиять на оперативность изъятия и возвращения Банком России ликвидности в банковский сектор.
В связи с этим предлагается положения статьи 17.2 не распространять на приобретение Банком России размещенных ОБР, в том числе по договорам репо, в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Комитет подчеркивает необходимость предоставления Банку России инструментария, повышающего оперативность реагирования и эффективность проведения денежно-кредитной политики Банка России. Однако, по мнению Комитета, дополнительного обоснования требует предлагаемое законопроектом неприменение всех норм статьи 17.2 в отношении облигаций Банка России, в том числе неприменение части 5, устанавливающей, что оплата облигаций при их приобретении осуществляется деньгами, а также части 6, в соответствии с которой облигации, приобретенные эмитентом в соответствии с нормами самой статьи, могут быть досрочно погашены или реализованы эмитентом до наступления срока их погашения.
Также дополнительной аргументации требует проектируемое вступление в силу закона со дня его официального опубликования, в отличие от общего, установленного законодательством вступления в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.
В связи с изложенным, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.