Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 22157-7 "О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 22157-7 "О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов" (далее - Женевский акт), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 8 ноября 2016 года.
Система международной регистрации промышленных образцов была заложена в ноябре 1925 года подписанием Гаагского соглашения о международном депонировании промышленных образцов, которое впоследствии неоднократно пересматривалось и дополнялось, в том числе Женевским актом, принятым на Дипломатической конференции 2 июля 1999 года.
При подписании Женевского акта соглашение было переименовано в Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов. На сегодняшний день участниками Женевского акта являются более 50 стран мира (в частности, Азербайджан, Армения, Болгария, Венгрия, Германия, Грузия, Дания, Египет, Испания, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Норвегия, Польша, Сербия, Сирия, Словения, США, Таджикистан, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Швейцария, Эстония, Япония), а также Африканская организация интеллектуальной собственности и Европейский Союз.
Женевский акт относится к группе международных договоров, создающих международную систему регистрации основных объектов промышленной собственности, функцию административного управления которыми осуществляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций.
Основной целью Женевского акта является централизованная регистрация промышленных образцов в Международном бюро ВОИС, которая облегчает испрашивание на них правовой охраны в различных государствах. Система международной регистрации промышленных образцов была предложена исходя из необходимости удовлетворения требованиям простоты и экономии. Женевский акт обеспечивает возможность владельцам промышленных образцов, проживающим в одном из Договаривающихся государств, получать охрану своих образцов на других территориях с выполнением минимума формальностей. В частности, им не надо подавать национальные заявки в каждой стране, где требуется охрана, что исключает необходимость учитывать различия в процедурах, принятых в этих странах.
Так, в соответствии с Женевским актом международная заявка по выбору заявителя может быть подана либо непосредственно в Международное бюро ВОИС, либо в национальное патентное ведомство (ст. 4). В заявке указываются Договаривающиеся стороны, в которых заявитель желает получить охрану промышленного образца (ст. 5). В соответствии с пунктом 1(i) статьи 16 Женевского акта Международное бюро ВОИС ведет Международный реестр, в который вносит сведения о международной регистрации промышленных образцов в отношении государств, указанных в заявке. После публикации в Международном реестре сведения о выдаче свидетельства на промышленный образец вносятся в International Designs Bulletin, который еженедельно выходит в электронной форме на сайте ВОИС.
По мнению Комитета по международным делам, ратификация Женевского акта существенным образом упростит и сделает более доступным для российских заявителей процесс патентования (регистрации) за рубежом созданных ими промышленных образцов, что положительно скажется на повышении уровня охраны и защиты интеллектуальной собственности.
Женевский акт является гибким инструментом, позволяющим любому государству, присоединяющемуся к нему, сделать соответствующие заявления по определенным вопросам, связанным с системой международной регистрации. Право делать такого рода заявления толковательного характера при выражении государством согласия на обязательность положений Женевского акта прямо предусмотрено конкретными статьями рассматриваемого международного договора. Российская Федерация ратифицирует Женевский акт с заявлениями, предусмотренными, в частности, пунктом 2 статьи 7, пунктом 1 (b) статьи 11, пунктом 2 статьи 12, пунктом 1 статьи 13, пунктом 2 (а) статьи 14, пунктом 2 статьи 16, пунктом 3 (с) статьи 17, пунктом 4 правила 13 Инструкции к Женевскому акту.
Российская Федерация заявляет, в частности, что действие международной регистрации на территории Российской Федерации начинается со дня направления ее ведомством в Международное бюро ВОИС уведомления о предоставлении охраны. Это позволит обеспечить определенность периода охраны промышленных образцов по международным регистрациям для заявителей и правообладателей, а также для всех заинтересованных сторон и правоохранительных органов.
Реализация Женевского акта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Вместе с тем, по мнению Правительства Российской Федерации (см. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту о ратификации), начиная с 2018 года на разработку автоматизированной системы делопроизводства по международной регистрации промышленных образцов в целях осуществления соответствующих функций Роспатента потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в сумме 29,9 млн. рублей.
Средства в указанном объеме будут предусмотрены в государственной программе "Экономическое развитие и инновационная экономика" за счет перераспределения с учетом приоритетности мероприятий государственной программы без выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
В этой связи Комитет по международным делам считает возможным согласиться с мнением Счетной палаты Российской Федерации (заключение N ЗСП238/14-04 от 12.12.2016 г.) о целесообразности внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Следует отметить, что исполнение Женевского акта потребует внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части имплементации процедуры международной регистрации промышленных образцов в российское законодательство (в том числе дополнения статей, регулирующих действие исключительных прав на патентные объекты на территории Российской Федерации, устанавливающие условия патентоспособности промышленного образца, патентования в иностранных государственных и международных организациях, а также признания патента недействительным). По информации Министерства образования и науки Российской Федерации, в настоящее время законопроект "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ратификацией Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов" подготовлен и находится на стадии внутриведомственного согласования.
Законопроект о ратификации Женевского акта прошел правовую и лингвистическую экспертизу в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, которое обратило внимание на то, что наименование ратифицируемого международного договора, указанное в наименовании и статье 1 законопроекта, не совпадает с наименованием, указанным в представленном аутентичном тексте на русском языке (заключение N вн 22-1/6192 от 22.12.2016 г.).
В этой связи хотели бы отметить следующее. По информации статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б. Карасина, официальная заверенная копия текста Женевского акта на русском языке была получена по запросу МИД России у депозитария - Генерального директора ВОИС, заверена в установленном порядке Правовым департаментом МИД России и направлена в Государственную Думу. Таким образом, МИД России подтвердил правильность наименования Женевского акта в проекте федерального закона, внесенного Правительством Российской Федерации. Аналогичную позицию занимает и официальный представитель Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта о ратификации Женевского акта - заместитель Министра образования Российской Федерации Л.М. Огородова.
На законопроект о ратификации Женевского акта получен положительный отзыв Комитета Совета Федерации по международным делам, а также положительные заключения комитетов-соисполнителей: Комитета по государственному строительству и законодательству и Комитета по образованию и науке.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.