Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1006477-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части организации оказания медицинской помощи в районах Крайнего Севера)",
внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Тумусовым; О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14.06.2016 N 309/57 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1006477-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части организации оказания медицинской помощи в районах Крайнего Севера), внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Тумусовым; О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях повышения доступности медицинской помощи населению, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Законопроектом предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Предлагается дополнить статью 10 новым пунктом 9, в соответствии с которым доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе использованием современных форм оказания медицинской помощи - мобильных медицинских комплексов, телемедицинских технологий.
Проектируемая норма не соответствует терминологии Федерального закона N 323-ФЗ, поскольку согласно части 4 статьи 32 формами оказания медицинской помощи являются экстренная, неотложная и плановая медицинская помощь. До правового определения телемедицинских технологий, порядка и сферы их использования, связанной с ними ответственности медицинских работников считаем преждевременным вносить нормы об их применении в Федеральный закон N 323-ФЗ. Понятие "мобильные медицинские комплексы" также нуждается в конкретизации.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 1 части 3 статьи 15 подпунктом "в" и включить плотность и особенности расселения населения в число показателей для расчета размера субвенций на переданные для осуществления субъектами Российской Федерации полномочия Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья.
В соответствии с действующей редакцией подпункта "в" части 3 статьи 15 Федерального закона N 323-ФЗ на осуществление переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности, объем субвенции определяется исходя из иных показателей, кроме установленных подпунктами "а" и "б" пункта 1 части 3 статьи 15. Таким образом, в нормативных правовых актах при определении объема субвенции может быть учтено неограниченное число факторов и условий, в том числе и предлагаемых в законопроекте.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункта "в" части 3 статьи 15" следует читать "подпункта "в" пункта 1 части 3 статьи 15"
Предлагается дополнить часть 6 статьи 33 положением, предусматривающим возможность оказания первичной медико-санитарной помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стационарных условиях.
Следует отметить, что Федеральный закон N 323-ФЗ исключает возможность оказания первичной медико-санитарной помощи в стационарах. Часть 6 статьи 33 Федерального закона N 323-ФЗ устанавливает, что первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Вместе с тем Комитет Государственной Думы по охране здоровья видит проблему в том, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях первичная медико-санитарная помощь становится недоступной для граждан, проживающих в отдаленных и малочисленных населенных пунктах. Поэтому для этих районов Комитет считает допустимым установить возможность оказания первичной медико-санитарной помощи в стационарных условиях. Поскольку это может привести к росту расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следует уточнить финансовые последствия проектируемых изменений.
В новой редакции пункта 4 части 4 статьи 81 предлагается учитывать плотность и особенности расселения населения в регионе при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Это положение законопроекта может быть поддержано. Обширность территории, малочисленность населенных пунктов, их труднодоступность, повышенные расходы на санитарную авиацию и на обслуживание населения мобильными медицинскими бригадами в северных и отдаленных регионах объективно приводят к превышению установленных нормативов и тарифов, которые используются при формировании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и носят усредненный характер. При этом нормативно-правовая база не содержит положений о порядке определения значений географических, климатических и иных объективных региональных факторов.
Предлагаемое дополнение пункта 9 части 2 статьи 81, по мнению Комитета, охватывается действующей нормой этой же структурной единицы, предусматривающей, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Законопроектом предлагается передать врачам-терапевтам и семейным врачам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, функции по проведению предварительных медицинских осмотров граждан перед устройством на работу, периодических медицинских осмотров и медицинского освидетельствования при получении прав на управление транспортным средством и владение оружием в случае отсутствия в отдельных отдаленных районах страны врачей-специалистов.
Это предложение не поддерживается, поскольку медицинские осмотры, направленные на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также медицинские освидетельствования, направленные на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий, предполагают проведение комплекса медицинских вмешательств, включающего медицинские исследования и осмотр различными врачами - специалистами. Кроме того, понятие "узкий специалист" в федеральном законодательстве не используется.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. Например, пункт 3 статьи 1 законопроекта вносит изменение в структурную единицу Федерального закона N 323-ФЗ, которая исключена Федеральным законом от 26.04.2016 N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации в своем заключении от 25.05.2016 N 3529п-П12 законопроект не поддерживает.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении от 29.06.2016 N 01-2110/12-03 законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике в отзыве от 30.08.2016 N 3.8-05/1818 поддержал концепцию законопроекта с учетом высказанных замечаний.
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (соисполнитель) в заключении от 22.02.2017 N 16/2 отмечает необходимость системного урегулирования вопроса оказания медицинской помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и полагает, что рассматриваемый законопроект нуждается в доработке.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 1006477-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в предлагаемой редакции и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 16 марта 2017 года (протокол 16).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.