Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1007493-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части дифференциации нормативов объемов предоставления медицинской помощи)",
внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Тумусовым; О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 06.06.2016 N 307/140 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1007493-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части дифференциации нормативов объемов предоставления медицинской помощи), внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Тумусовым; О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и отмечает следующее.
В законопроекте предлагается в рамках обязательного медицинского страхования дифференцированно устанавливать нормативы объемов стационарной медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо для субъектов Российской Федерации с плотностью населения менее 0,69 человек на кв. км.
Для этого предлагается внести изменения в следующие статьи Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации":
- статью 35 "Базовая программа обязательного медицинского страхования";
- статью 36 "Территориальная программа обязательного медицинского страхования".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья исходит из того, что для обеспечения равных прав граждан нашей страны на медицинскую помощь независимо от места проживания необходимо совершенствовать законодательство для практического учета особенностей регионов, их удаленности по отношению к центру России, транспортной доступности, климатических условий, расселения и иных объективных факторов. С этих позиций концепция законопроекта заслуживает внимания.
Однако установление в базовой программе обязательного медицинского страхования единого для всех субъектов Российской Федерации порога плотности населения (менее 0,69 человек на квадратный километр) для применения дифференцированного норматива объема стационарной медицинской помощи не позволит в достаточной степени учесть фактор малонаселенности во всех регионах России.
В своем заключении на законопроект Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (соисполнитель) отмечает, что "на 1 января 2016 года в число субъектов Российской Федерации с плотностью населения менее 0,69 человек на кв. км входят Ямало-Ненецкий автономный округ (0,69 чел. на кв. км), Камчатский край (0,68 чел. на кв. км), Магаданская область (0,32 чел. на кв. км), Республика Саха (Якутия) (0,31 чел. на кв. км), Ненецкий автономный округ (0,25 чел. на кв. км) и Чукотский автономный округ (0,07 чел. на кв. км). Вместе с тем комитет обращает внимание на наличие территорий с низкой плотностью населения и в границах других субъектов Российской Федерации. Так, например, плотность населения в Аяно-Майском районе Хабаровского края составляет 0,01 чел. на кв. км, в Зейском и Тындинском районах Амурской области - 0,17 чел. на кв. км и 0,19 чел. на кв. км соответственно, в Ловозерском районе Мурманской области - 0,21 чел. на кв. км, в Усть-Цилемском районе Республики Коми - 0,28 чел. на кв. км, в Калевальском национальном районе Республики Карелия - 0,53 чел. на кв. км и т.д.".
Также обращаем внимание, что понятие "стационарная помощь" не используется в федеральных законах и в законопроекте не раскрывается. В Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" понятие "стационар" относится не к видам медицинской помощи, а к условиям ее оказания ("в дневном стационаре", "стационарно", "в стационарных условиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Программа). Согласно Программе субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов.
Указанным постановлением Министерство здравоохранения Российской Федерации наделено полномочиями давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи.
Правительство Российской Федерации в своем заключении от 13.05.2016 N 3243п-П12 законопроект не поддерживает.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении от 24.06.2016 N 01-2071/12-03 законопроект не поддерживает.
От Комитета Совета Федерации по социальной политике поступил отрицательный отзыв от 18.07.2016 N 3.8-05/1694.
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (соисполнитель) в заключении от 22.02.2017 N 16/3 отмечает необходимость системного урегулирования вопроса повышения эффективности финансирования медицинской помощи на малонаселенных территориях и полагает, что рассматриваемый законопроект нуждается в доработке.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 1007493-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в предложенной редакции и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 16 марта 2017 года (протокол 16).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.