Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона N 508767-6 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (о наделении прокуратуры полномочиями по получению информации в кредитных организациях)" (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы Ю.П. Синельщиковым, а также Н.И. Макаровым, В.А. Поневежским, А.Г. Тарнавским в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, и отмечает.
В статье 857 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - ГК РФ) закреплена гарантия тайны банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. С данной нормой корреспондирует статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1), закрепляющая состав сведений, включаемых в понятие банковской тайны, перечень субъектов, имеющих право на получение информации, содержащей банковскую тайну.
Законопроектом предлагается наделить органы прокуратуры в случаях реализации ими полномочий, установленных федеральными законами, правом на получение в кредитных организациях справок по операциям, счетам и вкладам физических лиц, а также справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Комитет отмечает, что в рамках компетенции, установленной Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1), доступ прокуратуры к сведениям, составляющим банковскую тайну, уже закреплен в действующем законодательстве. В соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона N 395-1 Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлен перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции.
В данный перечень включен Генеральный прокурор Российской Федерации, который наделен правом направления запросов в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, лиц, замещающих указанные должности, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Кроме того, Комитет обращает внимание, что в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплен закрытый перечень целей, руководствуясь которыми и только на основании федерального закона, могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина. К данным целям относится: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Из содержания законопроекта и сопроводительных материалов к нему остается неясным: какой именно закрепленной в Конституции целью обосновывается предложение дополнительно ограничить институт банковской тайны, наделив органы прокураты правом на получение в кредитных организациях указанной в законопроекте информации, а также реализация каких именно полномочий прокуратуры требует расширения круга лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну.
Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 2202-1 осуществление прокурорского надзора не предполагает совершение регламентированных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации следственных действий. Руководствуясь данным обстоятельством, а также тем, что институт банковской тайны является важнейшим средством поддержания стабильности банковской системы, Комитет считает предоставление прокуратуре предусмотренных законопроектом дополнительных прав на получение у кредитных организаций сведений, составляющих банковскую тайну, необоснованным.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.