Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 110533-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ", внесенный членами Совета Федерации А.В. Беляковым, В.В. Рогоцким, А.П. Майоровым и В.Н. Васильевым, а также Е.Г. Тарло, Н.В. Косаревым, К.В. Сурковым, А.И. Голушко, Г.И. Макиным и Ю.В. Шамковым в период исполнения ими полномочий члена Совета Федерации
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона внесен 11 июля 2012 года и предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроект не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 266-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" в котором говорится, что внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, признание утратившими силу положений Уголовного кодекса Российской Федерации осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования, за исключением текстов федеральных законов, вносящих изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Рассматривая содержательную часть законопроекта следует отметить, что диспозиция части первой статьи 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в новой редакции (пункт 1 статьи 4 проекта) содержит три состава административных правонарушений, за совершение которых несут ответственность разные субъекты. Полагаем обоснованным провести более четкую градацию в зависимости от того, кто будет нести ответственность за то или иное правонарушение, например, выделить в отдельную часть правонарушение, совершаемое юридическим лицом с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей.
Также следует согласовать статью 6.13 в новой редакции КоАП РФ с изменениями в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусмотренными в статье 2 проекта, учитывая при этом, что изменения в пункт 2 статьи 46 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 2 проекта) не предусматривают запрета на обоснование или призывы к легализации немедицинского потребления растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за совершение которых предусматривается ответственность в части 1 новой редакции статьи 6.13 КоАП РФ.
В отношении примечания к статье 6.13 КоАП РФ обращаем внимание, что согласно части 9 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 380-ФЗ "О рекламе" допускается реклама в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях не наркотических средств или психотропных веществ, а лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества. Кроме того, в исключение на запрет рекламы лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, входит также реклама таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий.
Обращает на себя внимание действующая редакция пункта 1 статьи 46 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", в которой предусмотрена пропаганда ..., направленная на распространение сведений..., и распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей, нашедшая свое отражение в новой статье 228.5 Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 1 проекта). При этом в редакции статьи 6.13 КоАП РФ (пункт 1 статьи 4 проекта) предусматривается административная ответственность юридических лиц "за совершение указанных действий" (то есть пропаганды либо незаконной рекламы) с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"). С тем, чтобы соотнести между собой диспозиции уголовного деяния и административного правонарушения, полагаем целесообразным уточнить в тексте указанного Федерального закона соотношение понятий "пропаганда..., направленная на распространение сведений ..." и "распространение указанных (то есть тех же самых) сведений".
Глава 6 КоАП РФ дополняется статьей 6.14. Вместе с тем, в КоАП РФ статья 6.14 ранее содержалась, но в последующем была признана утратившей силу. Согласно требованиям законодательной техники новая статья должна иметь номер 6.13.1 или номер, последний по счету в главе 6.
В примечании к новой статье 6.14 КоАП РФ (пункт 2 статьи 4 проекта) указаны атрибуты и символы, "ассоциирующиеся в общественном или социально-групповом сознании с употреблением наркотических средств". Представляется, что отсылка на общественное или социально-групповое сознание не соответствует требованиям, предъявляемым к правоохранительной норме и не может быть подтверждена документально, в связи с чем, неясны перспективы правоприменительной практики в данной сфере. Обращаем также внимание, что термин "социально-групповое сознание" в законодательстве Российской Федерации не используется.
Поскольку в санкциях частей первой и второй статьи 6.13 в новой редакции и новой статьи 6.14 КоАП РФ предусмотрены безальтернативные наказания, назначаемые судьей, данные статьи следует указать в части первой статьи 23.1 КоАП РФ, одновременно исключив статью 6.13 КоАП РФ из части второй статьи 23.1 КоАП РФ.
Также следует учитывать, что действующая редакция статьи 6.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду или незаконную рекламу новых потенциально опасных психоактивных веществ.
При внесении изменений в часть 2 статьи 28.3 КоАП РФ следует учитывать действующую редакцию пункта 1 данной части, а также то, что пункт 83 признан утратившим силу.
Кроме того, пункт 5 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в который законопроектом предлагается внести изменения, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 329-ФЗ "О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" утратил силу.
Заместитель начальника управления |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.