Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 110533-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ",
внесенный членами Совета Федерации Е.Г. Тарло, Н.В. Косаревым, К.В. Сурковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По проекту названного федерального закона имеются следующие замечания.
1. Следует отметить, что диспозиция части первой статьи 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в новой редакции (пункт 1 статьи 4 проекта) содержит три состава административных правонарушений, за совершение которых несут ответственность разные субъекты. Полагаем обоснованным провести более четкую градацию в зависимости от того, кто будет нести ответственность за то или иное правонарушение, например, выделить в отдельную часть правонарушение, совершаемое юридическим лицом с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей.
Также следует согласовать статью 6.13 в новой редакции КоАП РФ с изменениями в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусмотренными в статье 2 проекта, учитывая при этом, что изменения в пункт 2 статьи 46 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 2 проекта) не предусматривают запрета на обоснование или призывы к легализации немедицинского потребления растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за совершение которых предусматривается ответственность в части 1 новой редакции статьи 6.13 КоАП РФ.
В отношении примечания к статье 6.13 КоАП РФ обращаем внимание, что согласно части 9 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" допускается реклама в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях не наркотических средств или психотропных веществ, а лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества. Кроме того, в исключение на запрет рекламы лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, входит также реклама таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий.
2. По нашему мнению, диспозиции проектной статьи 228.5 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 6.13 в новой редакции КоАП РФ следует соотнести с положениями статьи 46 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в части пропаганды), а также статьями 7 и 24 Федерального закона "О рекламе" (в части рекламы) с учетом того, что регулирование пропаганды и рекламы в указанных федеральных законах различаются.
Также обращает на себя внимание действующая редакция пункта 1 статьи 46 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", в которой предусмотрена пропаганда ..., направленная на распространение сведений..., и распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей, нашедшая свое отражение в новой статье 228.5 Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 1 проекта). При этом в редакции статьи 6.13 в новой редакции КоАП РФ (пункт 1 статьи 4 проекта) предусматривается административная ответственность юридических лиц "за совершение указанных действий" (то есть пропаганды либо незаконной рекламы) с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"). С тем, чтобы соотнести между собой диспозиции уголовного деяния и административного правонарушения, полагаем целесообразным уточнить в тексте указанного Федерального закона соотношение понятий "пропаганда..., направленная на распространение сведений ..." и "распространение указанных (то есть тех же самых) сведений".
3. Глава 6 КоАП РФ дополняется статьей 6.14. Вместе с тем, в КоАП РФ статья 6.14 ранее уже была и в настоящее время признана утратившей силу. Согласно требованиям законодательной техники новая статья должна иметь номер 6.13.1 или номер, последний по счету в главе 6.
Данное замечание должно быть учтено также при доработке изменений в пункты 1 и 83 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ (пункты 4 и 5 статьи 4 проекта).
4. В примечании к новой статье 6.14 КоАП РФ (пункт 2 статьи 4 проекта) указаны атрибуты и символы, "ассоциирующиеся в общественном или социально-групповом сознании с употреблением наркотических средств". Представляется, что отсылка на общественное или социально-групповое сознание не соответствует требованиям, предъявляемым к правоохранительной норме и не может быть подтверждена подтвержденный документально, в связи с чем неясны перспективы правоприменительной практики в данной сфере. Обращаем также внимание, что термин "социально-групповое сознание" в законодательстве Российской Федерации не используется.
5. Поскольку в санкциях частей первой и второй статьи 6.13 в новой редакции и новой статьи 6.14 КоАП РФ предусмотрены безальтернативные наказания, назначаемые судьей, данные статьи следует указать в части первой статьи 23.1 КоАП РФ, одновременно исключив статью 6.13 КоАП РФ из части второй статьи 23.1 КоАП РФ.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.