Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 21 марта 2017 г. N 3.5-03/410
на проект федерального закона N 1108602-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Досье на проект федерального закона
Комитет, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (проект N 1108602-6), принятый Государственной Думой 17 марта 2017 года (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Федеральный закон был внесен депутатом Государственной Думы М.В. Емельяновым и предусматривает введение при возмещении вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, приоритета восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над страховой выплатой денежными средствами.
В ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении у членов Совета Федерации к нему возник ряд замечаний. На площадке нашего комитета было проведено совещание с участием всех заинтересованных сторон, включая депутатов Государственной Думы, руководителей Банка России, Минфина России, ФАС России, представителей профессиональных и экспертных организаций защиты прав автовладельцев, автостраховщиков, автосервисных организаций. По результатам совещания членами Совета Федерации к законопроекту были подготовлены поправки, которые на этапе второго чтения были в Государственной Думе поддержаны полностью.
Рассматриваемый Федеральный закон определяет базовые порядок и условия взаимодействия страховщика, страхователя (потерпевшего) и станции технического обслуживания (далее - СТО). При этом Федеральным законом установлено, что требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, а также порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТО в случае выявления недостатков такого ремонта определяются Банком России.
Требованиями к организации восстановительного ремонта являются:
срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства;
критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства;
требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства.
С учетом соблюдения указанных требований страховщик заключает со СТО договоры, устанавливающие, в том числе, обязанность СТО провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения. Страховщик должен разместить сведения о перечне таких СТО и их реквизитах в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети Интернет и представить эти сведения страхователю (потерпевшему).
При заключении договора обязательного страхования страхователь в заявлении вправе указать СТО, которая выбрана им из предложенного страховщиком перечня или иную СТО при наличии письменного согласия страховщика. В случае, если СТО не была определена на этапе заключения договора, потерпевший в таком же порядке осуществляет ее выбор на этапе обращения к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
Продолжительность восстановительного ремонта не должна превышать 30 рабочих дней. В случае несоблюдения этого срока за каждый день просрочки со страховщика будет взиматься штраф в размере 0,5% от полной стоимости ремонта. В ходе ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.
Расстояние до СТО не должно превышать 50 км от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего по выбору потерпевшего (за исключением случаев, когда страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно).
Восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен проводиться СТО, осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок.
Рассматриваемый Федеральный закон определяет случаи, при которых страховщик осуществляет страховую выплату потерпевшему в денежной форме. К ним относятся:
- полная гибель транспортного средства;
- смерть потерпевшего;
- получение потерпевшим увечий сильной или средней степени тяжести;
- если потерпевший является инвалидом, имеющим транспортное средство в соответствии с медицинскими показаниями;
- если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 тыс. руб.;
- если у страховщика отсутствует возможность организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования СТО;
- при наличии соглашения об этом в письменной форме между страховщиком и потерпевшим.
Федеральный закон определяет, что в случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре. Порядок принятия решения об ограничении устанавливается Банком России. Федеральным законом также вводятся требования к страховщику в случае введения такого ограничения.
Необходимо отметить, что в настоящее время Банком России в целях обеспечения реализации рассматриваемого Федерального закона разработаны проекты подзаконных нормативных актов - проект указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и проект указания Банка России "О порядке принятия Банком России решения об ограничении осуществления страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре".
Вводимые настоящим Федеральным законом положения об организации и проведении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства вступают в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Также Федеральный закон увеличивает возможное количество транспортных средств, попавших в дорожно-транспортное происшествие, владельцы которых имеют право предъявить требование о возмещении вреда страховщику, который застраховал их гражданскую ответственность (прямое возмещение убытков) с двух до двух и более транспортных средств. Данная норма вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Нормы рассматриваемого Федерального закона применяются к договорам обязательного страхования, заключенным после дня вступления его в силу.
В целом реализация Федерального закона обеспечит усиление борьбы со страховым мошенничеством, что позволит оптимизировать размер выделяемых средств на страховое возмещение, стабилизирует в условиях сохранения действующих тарифов сложившуюся ситуацию в отрасли обязательного автострахования, будет способствовать повышению уровня защиты потерпевших лиц.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов коррупциогенные факторы не выявлены.
С учетом изложенного Комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.