Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 23 марта 2017 г.
по проекту федерального закона N 47045-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым, Е.Б. Шулеповым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 47045-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее также - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Закон о клиринге) и другие федеральные законы, содержащие положения о данной деятельности, в части порядка осуществления клиринга с участием центрального контрагента.
Отмечая актуальность совершенствования механизма регулирования деятельности клиринговой организации и центрального контрагента, и поддерживая в целом концепцию законопроекта, Комитет обращает внимание на ряд моментов, нуждающихся в доработке.
Подпункт "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагает признать утратившим силу пункт 12 Закона о клиринге, исключив тем самым понятие "организованные торги". В отдельных статьях понятие "торгов" меняется на понятие "торговли" (пункты 3, 11 и 16 статьи 1 законопроекта). Вместе с тем, в Законе о клиринге (см. пункт 8 статьи 2, часть 13 статьи 4, часть 20 статьи 5, часть 4 статьи 11, часть 2 статьи 14, часть 8 статьи 18, части 16 статьи 23 и части 4 ст. 24.5) названный термин остается.
Используемое законопроектом (абзац 5 пункта 2, абзац 2 пункта 8, абзац 4 пункта 10, абзац 2 пункта 13 статьи 1; абзац 5 пункта 3 статьи 6 и абзац 4 статьи 10) понятие "депозитный договор" следует соотнести с терминологией Гражданского кодекса Российской Федерации, где используется понятие "договор банковского вклада (депозит)".
Действующим Законом о клиринге (часть 3 статьи 13) предусматривается, что правилами клиринга размер ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, включенных в клиринговый пул, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению при расторжении договора поставки, может быть ограничен при условии, что правила клиринга должны определять как максимальный размер ответственности центрального контрагента, в том числе в зависимости от вида имущества, являющегося предметом неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств, так и случаи, при которых возможно ограничение размера ответственности центрального контрагента.
В свою очередь, законопроектом (подпункт "б" пункта 6 статьи 1) предлагается изложить вышеназванную норму в новой редакции и ограничить размер указанной ответственности центрального контрагента в обязательном порядке. Учитывая договорные отношения участников клиринга, данное предложение нуждается в дополнительном обосновании.
Аналогичное замечание о необходимости дополнительного обоснования относится к предлагаемому законопроектом изменению порядка утверждения размера и оплаты услуг клиринговой организации. В действующей редакции Закона о клиринге (пункт 14 части 2 статьи 4) данная норма была неотъемлемой частью правил клиринга, которые утверждаются клиринговой организаций и подлежат регистрации в Банке России. Законопроект предлагает исключить эту норму из правил клиринга (абзац 7 пункта 2 статьи 1 законопроекта) и отнести ее к компетенции Совета директоров (пункт 4 статьи 1 законопроекта) с обеспечением раскрытия данной информации (подпункт "в" пункта 11 статьи 1 законопроекта). Дополнительное обоснование необходимо для того, чтобы обеспечить гарантию невозможности произвольного изменения размера оплаты услуг клиринговой организации.
Положения подпункта "б" пункта 10 статьи 1 и подпункта "б" статьи 10 законопроекта, предусматривающие предоставление защиты денежных средств от взыскания по исполнительным документам на весь срок депозита, размещаемого через центрального контрагента, целесообразно соотнести с положениями Федерального закона от 2 февраля 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в части возможности получения конкурентных преимуществ в случае такого размещения, поскольку согласно части 3 статьи 73.2 указанного федерального закона, аналогичная защита в отношении торгового или клирингового счета распространяется только на имущество, необходимое для исполнения обязательств, срок которых наступил не позднее дня, следующего за днем поступления исполнительного документа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 229-ФЗ следует читать как "2 октября 2007 г."
Подпункт "а" пункта 12 статьи 1 законопроекта исключает обязанность клиринговой организации и центрального контрагента обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну. Данное предложение необходимо согласовать с соответствующими структурами.
Подпункт "б" пункта 7 законопроекта предлагает установить, что торговый товарный счет в случае, если центральный контрагент совмещает свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, определяется внутренним документом оператора товарных поставок, который должен соответствовать требованиям Банка России. Однако, Законом о клиринге (пункт 9 статьи 15) товарные счета, особенности их порядка и условий открытия и закрытия устанавливаются нормативными актами Банка России. Подпункты "а", "б" и "в" пункта 9 законопроекта также содержат указание на документ оператора товарных поставок.
Вопросы возможности аннулирования или изменения статуса центрального контрагента и документационного сопровождения деятельности центрального контрагента требуют согласования с Банком России.
Кроме того, вопрос об аннулировании статуса центрального контрагента и изменения статуса небанковской кредитной организации на статус банка (пункт 15 статьи 1 законопроекта) нуждается в корректировке с учетом особенностей, устанавливаемых проектом федерального закона N 66477-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания многоуровневой банковской системы).
Пункт 15 законопроекта содержит ссылку на Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Указанный Федеральный закон уже упоминается в статье 6.1 Закона о клиринге. Необходимо правильно оформить данную ссылку.
Статья 2 законопроекта также нуждается в юридико-технической правке, поскольку пункт 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" содержит всего одну часть.
Указанные замечания не являются концептуальными и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 47045-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым, Е.Б. Шулеповым.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.