Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 28 марта 2017 г. N 3.5-03/482
по проекту федерального закона N 46023-7 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 22 марта 2017 года, комитет отмечает следующее.
Проект Закона был внесен Правительством Российской Федерации и предусматривает изменение порядка исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в отношении доходов в виде процентов по облигациям российских организаций.
В соответствии с Законом доходы от облигаций будут облагаться НДФЛ только в случае превышения суммы процентов по облигациям над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов. Такой доход будет облагаться по ставке 35%. Указанный порядок будет действовать в отношении процентов по облигациям российских организации, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года. Следует отметить, что аналогичный порядок исчисления налоговой базы по НДФЛ в настоящее время применяется в отношении доходов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Также Законом освобождены от обложения НДФЛ доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.
Данные меры позволят повысить инвестиционную привлекательность облигаций российских организации и привлечь частные инвестиции в экономику Российской Федерации.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении в него были внесены поправки, предусматривающие возможность для физического лица не признаваться резидентом Российской Федерации независимо от срока фактического нахождения на территории Российской Федерации в случае, если в этом налоговом периоде физическое лицо являлось резидентом иностранного государства и в отношении него действовали ограничения, введенные иностранным государством или государственным объединением. Указанное физическое лицо не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации на основании заявления, представленного в налоговый орган, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство иностранного государства. Это изменение не приведет к сокращению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В данной части Закон вступает в силу со дня официального опубликования и его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. Срок представления заявлений в налоговые органы в отношении налоговых периодов 2014-2016 годов установлен до 1 июля 2017 года.
В остальной части Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.