Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 27 марта 2017 г. N 3.4-05/532
на проект федерального закона N 22157-7 "О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 марта 2017 года.
Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов принято 6 ноября 1925 года, вступило в силу 1 июня 1928 года, неоднократно пересматривалось, в том числе Женевским актом, принятым на Дипломатической конференции в городе Женеве 2 июля 1999 года и вступившим в силу в декабре 2003 года. При подписании Женевского акта Гаагское соглашение о международной депонировании промышленных образцов было переименовано в Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов (далее - Соглашение). Женевский акт был подписан Российской Федерацией на Дипломатической конференции в Женеве 6 июля 1999 года (далее - Женевский акт).
Женевский акт предоставляет владельцам промышленных образцов возможность получать правовую охрану в странах, подписавших Соглашение, с выполнением минимума процедур и затрат.
Женевским актом среди прочего регулируются вопросы, касающиеся: подачи заявки на международную регистрацию промышленного образца в Международном бюро ВОИС; действия международной регистрации, признания ее недействительной и внесения изменений в Международный реестр (реестр, содержащий сведения о международных регистрациях промышленных образцов); уплаты пошлин за указание государства, на которое распространяется международная регистрация промышленных образцов; функционирования органов Гаагского союза (Ассамблея, Международное бюро ВОИС).
Установлено, что правом на подачу международной заявки обладает гражданин государства, которое является Договаривающейся стороной по Женевскому акту, или государства-члена межправительственной организации, которая также является Договаривающейся стороной (статья 3). Заявка по выбору заявителя может быть подана либо непосредственно в Международное бюро ВОИС, либо через Ведомство (национальный орган). В ней должны быть указаны Договаривающиеся стороны, в которых заявитель желает получить охрану промышленного образца.
Статьей 20 Женевского акта предусмотрено, что Договаривающиеся стороны являются участниками Гаагского союза, а также в соответствии со статьей 21 (1) - членами Гаагской Ассамблеи.
Согласно статье 16 (1) (i) Международное бюро ВОИС ведет Международный реестр и вносит в него сведения о международной регистрации промышленного образца в отношении государств, указанных в заявке, которые не заявили об отказе в ее признании.
Согласно статье 24 Женевского акта порядок его применения регулирует Общая инструкция к Акту 1999 года и Акту 1960 Гаагского соглашения (действует с 1 января 2014 года). В случае расхождения между положениями Женевского акта и положениями Инструкции, применяются положения Женевского акта (пункт 3 статьи 24).
Российская Федерация ратифицирует Женевский акт с рядом заявлений, предусмотренных положениями Женевского акта и Инструкцией. Например, заявлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Женевского акта в связи с любой международной заявкой, в которой указана Российская Федерация, предписанная пошлина за указание заменяется на индивидуальные пошлины за указание России в качестве государства, на территории которого имеет действие международная регистрация промышленного образца.
В соответствии со статьей 29 Женевского акта оговорки к нему не допускаются.
Федеральный закон о ратификации Женевского акта вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (статья 2).
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В то же время в целях реализации положений Женевского акта, начиная с 2018 года и по 2020 год, на разработку автоматизированной системы делопроизводства по международной регистрации промышленных образцов в целях осуществления соответствующих функций Роспатента потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в сумме 29,9 млн. рублей. Средства в указанном объеме будут предусмотрены в государственной программе "Экономическое развитие и инновационная экономика" за счет перераспределения с учетом приоритетности мероприятий государственной программы без выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Женевский акт подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Принятие Федерального закона позволит упростить процедуры получения правовой охраны промышленных образцов за рубежом, а также положительно скажется на повышении уровня охраны и защиты интеллектуальной собственности.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает ратификацию Женевского акта.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов".
Первый заместитель |
В.М. Джабаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.