Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 31 октября 2011 года (протокол N 309, пункт 74) Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 614199-5 "О поддержке молодежных и детских общественных объединений", внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Таракановым, С.С. Журовой, С.Ю. Белоконевым, С.В. Хоркиной, И.И. Гильмутдиновым, Ю.В. Афониным, П.А. Зыряновым, М.П. Ивановым и членом Совета Федерации В.А. Жидких.
Законопроектом определяются принципы, условия и формы поддержки молодежных и детских общественных объединений (далее - молодежных и детских объединений), а также полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки молодежных и детских объединений.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
1. Согласно проекту к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по решению вопросов поддержки молодежных и детских объединений относится ведение федерального реестра молодежных и детских организаций - получателей поддержки соответствующего уровня (пункт 12 части 1 статьи 5), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - ведение реестра молодежных и детских организаций субъектов Российской Федерации - получателей поддержки соответствующего уровня (пункт 8 части 2 статьи 5), к полномочиям органов местного самоуправления - ведение реестра местных молодежных и детских объединений - получателей поддержки соответствующего уровня (пункт 4 части 3 статьи 5). Вместе с тем, статьей 7 законопроекта определено ведение федерального реестра молодежных и детских объединений, реестров молодежных и детских объединений субъектов Российской Федерации, пользующихся поддержкой, а также реестров молодежных и детских организаций, пользующихся государственной поддержкой, включающие сведения о местных молодежных и детских объединениях. Тем самым законодатель четко не определил в законопроекте понятия указанных реестров, а также уровни получения поддержки молодежными и детскими объединениями, зарегистрированными в данных реестрах.
Кроме того в законопроекте применяются термины, значение которых ранее не установлены законодательством Российской Федерации и не определяются самим законопроектом (региональные и местные молодежные детские объединения).
Таким образом, полагается целесообразным более четко определить понятийный аппарат рассматриваемого законопроекта и предусмотреть определения основным понятиям в отдельной статье законопроекта.
2. Статьей 8 законопроекта определяется, что оказание поддержки молодежных и детских объединений может осуществляться в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии со статьей 4 законопроекта правовое регулирование в области поддержки молодежных и детских объединений наряду с указанными нормативными правовыми актами также осуществляется и муниципальными правовыми актами. Кроме того законопроектом предлагается установить поддержку молодежных и детских объединений на государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Тем самым полагаем целесообразным абзац первый части 1 статьи 8 после слов "субъектов Российской Федерации" дополнить словами "и муниципальными правовыми актами".
3. В соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также учитывая положения законопроекта о возможном софинансировании соответствующих полномочий субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, Комитетом предлагается часть 2 статьи 9 законопроекта дополнить абзацем следующего содержания:
"Субъектом Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут предоставляться субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование поддержки молодежных и детских объединений.".
4. Из содержания части 4 статьи 10 законопроекта следует, что унитарные предприятия учреждены федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями. Однако указанное положение противоречит части 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в соответствии с которой учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ решение об учреждении соответствующего унитарного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Таким образом, в части 4 статьи 10 законопроекта слова "учрежденные ими унитарные предприятия и учреждения" предлагается заменить словами "учрежденные их решениями унитарные предприятия и учреждения".
5. Частью 1 статьи 12 законопроекта определено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления размещают на Едином информационном портале молодежных и детских объединений, информационном портале молодежных и детских объединений субъекта Российской Федерации информацию о планируемых, проводимых мероприятиях и иную информацию, касающуюся деятельности молодежных и детских объединений.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 13 законопроекта материалы по научно-методической поддержке молодежных и детских объединений размещаются на федеральном информационном портале молодежных и детских объединений, информационном портале молодежных и детских объединений субъекта Российской Федерации, муниципальном информационном портале.
Тем самым возникает правовая неопределенность в применении терминов "единый информационный портал" и "федеральный информационный портал" ввиду того, что законодатель четко не определил и не отождествил указанные понятия. Также законопроектом не определено, являются ли региональный и муниципальный порталы составной частью единого информационного портала или ведутся отдельно.
Кроме того, из содержания пункта 9 части 2 статьи 5 и части 2 статьи 13 законопроекта следует, что также ведется и муниципальный информационный портал. При этом в соответствии с частью 3 статьи 5 законопроекта органы местного самоуправления не обладают полномочиями на ведение какого-либо информационного портала. Тогда как к полномочиям и органов государственной власти Российской Федерации, и органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено ведение соответствующего информационного портала.
Тем самым полагаем целесообразным предусмотреть в законопроекте ведение муниципального информационного портала городскими округами и муниципальными районами, а также возможность ведения муниципального информационного портала поселениями.
6. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 законопроекта молодежные и детские объединения - получатели поддержки вправе участвовать в подготовке и обсуждении проектов федеральных и региональных программ по реализации молодежной политики и защиты детства. Вместе с тем, ввиду участия, согласно представленному законопроекту, муниципальных образований в поддержке молодежных и детских объединений полагаем целесообразным в пункте 5 части 1 статьи 16 законопроекта слова "федеральных и региональных программ" заменить словами "федеральных, региональных и местных программ".
Указанные замечания и предложения могут быть учтены в ходе подготовки проекта к рассмотрению во втором чтении. Кроме того, законопроект в целом нуждается в совершенствовании юридической техники.
В связи с вышеизложенным Комитет считает возможным поддержать принятие рассматриваемого законопроекта в первом чтении при условии последующего учета указанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.