Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рассмотрел проект федерального закона N 614199-5 "О поддержке молодежных и детских общественных объединений" и отмечает следующее.
Авторами законопроекта предполагается, что принятие законопроекта установит понятные и прозрачные процедуры поддержки молодежных и детских объединений органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, будет стимулировать создание молодежных и детских объединений и их полноценное вовлечение в работу в рамках правового поля.
Необходимо отметить, что представленный законопроект был внесен в Государственную Думу 14 октября 2011 года. Изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" частично решили поставленные авторами законопроекта задачи.
Комитет разделяет мнение авторов законопроекта о том, что указанный Федеральный закон N 98-ФЗ в современных условиях не в полной мере обеспечивает устранение проблем в развитии молодежного и детского движения как важнейшего социального института участия детей и молодежи в жизни гражданского общества. Однако представленная редакция законопроекта требует существенной доработки.
Анализ законопроекта позволяет сделать вывод о том, что ряд положений выходит за рамки заявленного предмета правового регулирования. Так, в определениях "молодежное объединение", "детское объединение" (части 2 и 3 статьи 1) устанавливается возраст граждан, которые могут быть членами указанных объединений, что фактически регламентирует их статус.
Представляется неясным, что понимается под полномочием органов государственной власти Российской Федерации по формированию инфраструктуры поддержки молодежных и детских объединений (подпункт 14 пункта 1 статьи 5). В статьях 6, 7, 8 законопроекта необходимо уточнить наименование органов местного самоуправления, реализующих мероприятия в области молодежной политики. Также следует конкретизировать, для каких целей оказывается финансовая поддержка детским и молодежным объединениям, а также указать порядок ее предоставления. Положения законопроекта в части осуществления поддержки объединений унитарными предприятиями и учреждениями не согласуются с положениями, согласно которым поддержку молодежных и детских общественных объединений осуществляют только органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по осуществлению поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций в области молодежной политики. В связи с этим установление дополнительных полномочий представляется избыточным. Кроме того, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрена возможность оказания органами государственной власти и органами местного самоуправления экономической поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям, к которым могут относиться, в том числе, молодежные и детские общественные объединения.
Ряд полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренных законопроектом, уже осуществляется в соответствии с действующим законодательством (в частности, обеспечение доступа к информации и ее предоставление, представление ежегодного государственного доклада о положении детей в Российской Федерации), в связи с чем соответствующие положения законопроекта являются избыточными.
Законодательство об общественных объединениях находится в ведении Российской Федерации. В этой связи положения законопроекта, предусматривающей право субъектов Российской Федерации устанавливать с учетом региональных особенностей возраст членов (участников) молодежных и детских объединений (часть 4 статьи 1), противоречит содержанию частей 2, 3 данной статьи, а также статьи# 19 указанного Федерального закона и нуждается в доработке.
Значительная часть положений законопроекта носит декларативный характер, что не позволяет обеспечить всестороннее правовое регулирование затрагиваемых ими правоотношений и требует уточнения.
Кроме того, законопроект нуждается в уточнении используемой терминологии, так как в нем применяются термины, значение которых ранее не были установлены законодательством Российской Федерации и не определяются самим законопроектом. Так, в статье 6 законопроекта используется термин "молодежно-студенческие трудовые отряды", в то время как в соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" могут создаваться "студенческие отряды"; а содержание таких терминов, как, например, "молодые инвалиды", "детская оздоровительная кампания" законодательными актами Российской Федерации вообще не раскрыто.
Законопроектом не регулируются расходные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, не определены источники их финансового обеспечения, а также обязанности объединений по целевому использованию бюджетных средств. Не определены направления поддержки из различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субъектов данных правоотношений. В материалах к законопроекту отсутствуют расчеты расходов на реализацию законопроекта.
Поскольку механизм финансовой поддержки молодежных и детских общественных объединений не относится к предмету данного проекта федерального закона в соответствии с положениями статей 78, 78.1 и 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, требуют дополнительной доработки положения статьи 9 законопроекта.
На законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, в котором также отмечен ряд недостатков представленного законопроекта.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве сделало существенные замечания по законопроекту и считает его принятие нецелесообразным.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 614199-5 "О поддержке молодежных и детских общественных объединений" при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
М.В. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.