Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением поддержки молодежных и детских общественных объединений органами государственной власти и органами местного самоуправления, устанавливает принципы такой поддержки, полномочия органов публичной власти в данной сфере, а также формы поддержки молодежных и детских общественных объединений.
Положения части 3 статьи 1 законопроекта нуждаются в приведении в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", согласно статье 19 которого членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Кроме того, необходимо учитывать, что законодательство об общественных объединениях находится в ведении Российской Федерации. В этой связи положения части 4 статьи 1 законопроекта, предусматривающей право субъектов Российской Федерации устанавливать с учетом региональных особенностей возраст членов (участников) молодежных и детских объединений, нуждается в доработке. Полагаем, что в законопроекте можно отнести к полномочиям субъектов Российской Федерации определение количества членов (участников) молодежных и детских общественных объединений для целей получения ими поддержки, но не для целей отнесения к соответствующим общественным объединениям, так как данные вопросы должны решаться в федеральном законодательстве. Данное замечание относится также к пункту 2 части 1 статьи 6 законопроекта.
В пункте 5 части 1 статьи 5 законопроекта предусматривается формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области поддержки молодежных и детских общественных объединений, при этом в пункте 13 указанной части предусматривается организация и ведение федерального информационного портала указанных объединений. В этой связи обращаем внимание, что в статье 12 законопроекта, регулирующий вопросы информационной поддержки молодежных и детских общественных объединений, упоминается "Единый информационный портал молодежных и детских объединений" и информационные системы по вопросам молодежной политики, которые могут быть как федеральными, так и региональными и муниципальными.
В части 3 статьи 5, части 1 статьи 7, части 2 статьи 8, части 1 статьи 11 законопроекта устанавливаются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки молодежных и детских общественных объединений, что требует согласования с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 1.1 статьи 17 которого устанавливает, что федеральными законами могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Указанные в названных статьях законопроекта полномочия не отнесены к вопросам местного значения. При этом обращаем внимание, что поддержка указанных объединений местной администрацией не является государственной поддержкой.
Положения части 4 статьи 6 законопроекта следовало бы доработать, имея в виду, что диспозитивное установление возможности совершения государственными органами действий в отношении организаций согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, является одним из коррупциогенных факторов. Кроме того, из указанной проектируемой нормы не вполне ясно, является ли решение уполномоченного органа, констатирующего неисполнение молодежным или детским общественным объединением условий получения поддержки, решением об отказе в ее предоставлении, и в какой форме должно быть принято соответствующее решение.
Обращаем внимание, что в части 4 статьи 6 вводится сокращенное наименование "уполномоченный региональный орган" (что само по себе представляется некорректной формулировкой), а далее в части 5 названной статьи используется наименование "региональный орган".
В части 5 статьи 6, в части 3 статьи 7, в части 2 статьи 12 законопроекта необходимо уточнить условное наименование названного в них федерального органа исполнительной власти.
Положения части 1 статьи 7 законопроекта требуют, на наш взгляд, дополнительного обсуждения в части включения в федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся поддержкой, сведений не только об общероссийских, международных и межрегиональных соответствующих объединениях, но также и о региональных и местных молодежных и детских объединениях. Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 законопроекта к соответствующим полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено оказание поддержки только общероссийским, международным и межрегиональным молодежным и детским общественным объединениям, при этом согласно пункту 12 указанной части предусматривается ведение федерального реестра только тех объединений, которые являются получателями поддержки. Аналогичное замечание относится к абзацу второму части 1 статьи 7 законопроекта в части указания в реестре молодежных и детских общественных объединений субъектов Российской Федерации местных молодежных и детских объединений, которые в соответствии с частью 2 статьи 5 законопроекта не являются получателями поддержки со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Среди форм поддержки молодежных и детских объединений (часть 1 статьи 8 законопроекта) предусмотрена "поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, членов, участников молодежных и детских объединений" (см. также статью 11). В связи с этим нуждается в дополнительном обосновании вопрос о целях и правовых основаниях подготовки, переподготовки и повышения квалификации членов и участников таких объединений с учетом положений и терминологии законодательства об образовании и трудового законодательства.
В части 3 статьи 8 законопроекта устанавливается, что порядок предоставления поддержки соответствующим молодежным и детским общественным объединениям, включающий в себя критерии и условия отбора молодежных и детских общественных объединений, устанавливается Правительством Российской Федерации. По нашему мнению, имеется необходимость уточнить, что представляют собой данные критерии и условия, так как условия поддержки соответствующих объединений исчерпывающим образом определены в статье 6 законопроекта.
Положения части 1 статьи 10 законопроекта, согласно которой оказание имущественной поддержки молодежным и детским общественным объединениям может осуществляться не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и "учрежденными ими унитарными предприятиями и учреждениями", следует согласовать с частью 2 статьи 8 законопроекта, в соответствии с которой поддержку общественным объединениям оказывают уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные региональные органы и местные администрации. Аналогичное замечание относится также к части 4 указанной статьи законопроекта.
Положения статьи 9 законопроекта требует дополнительного обсуждения, поскольку механизм финансовой поддержки молодежных и детских общественных объединений не относится к предмету данного проекта федерального закона в соответствии с положениями статей 78, 78.1 и 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, необходимо учитывать принцип самостоятельности бюджетов, предусматривающий право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), а также недопускающему установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Средства на реализацию законопроекта Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не предусмотрены.
В части 2 статьи 16 законопроекта устанавливается обязанность молодежных и детских общественных объединений - получателей поддержки, размещать информацию, связанную с ее получением, в сети Интернет, однако порядок и место размещения такой информации не конкретизированы.
Положения законопроекта содержат множество декларативных норм, основывающихся на некорректных и неправовых терминах. Например, в пункте 7 части 5 статьи 6 законопроекта используется термин "молодежно-студенческие трудовые отряды", в то время как в соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" могут создаваться "студенческие отряды"; а содержание таких терминов, как, например, "молодые инвалиды", "детская оздоровительная кампания" (пункты 8 и 10 части 5 статьи 6 законопроекта) законодательными актами Российской Федерации вообще не раскрыто.
Законопроект нуждается в уточнении используемой в нем терминологии. Например, в пункте 5 части 1 статьи 5 законопроекта говорится о государственной политике в области поддержки молодежных и детских объединений, в абзаце третьем части 1 статьи 12 законопроекта - о государственной молодежной политики и защиты детства, в пункте 3 части 1 статьи 16 законопроекта - о молодежной политике. Обращаем также внимание, что в федеральном законодательстве не раскрывается термин "молодежь", используемый в ряде положений законопроекта (см., например, пункт 11 части 5 статьи 6 законопроекта). В пункте 3 части 5 статьи 6 законопроекта, определяющей полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, неясно содержание понятия "межнационально-региональная деятельность".
Нуждается также в уточнении установленная в статье 19 законопроекта дата вступления в силу соответствующего федерального закона.
Заместитель |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.