Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 141318-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части формирования единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и повышения государственных гарантий защиты их жилищных прав),"
внесенному членами Совета Федерации С.Ю. Орловой в период исполнения ею полномочий члена Совета Федерации, З.Ф. Драгункиной, В.В. Рязанским, депутатами Государственной Думы Л.И. Швецовой, О.Ю. Баталиной, Е.Л. Николаевой, О.Г. Борзовой, Н.П. Аброськиным, В.Е. Позгалевым, С.А. Поддубным, В.В. Ивановым, М.А. Кожевниковой, М.Л. Шаккумом, В.В. Гутеневым, П.М. Федяевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25.10.2012 года (выписка из протокола N 55, п. 73) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству - соисполнитель, (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 141318-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части формирования единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и повышения государственных гарантий защиты их жилищных прав), внесенному членами Совета Федерации С.Ю. Орловой в период исполнения ею полномочий члена Совета Федерации, З.Ф. Драгункиной, В.В. Рязанским, депутатами Государственной Думы Л.И. Швецовой, О.Ю. Баталиной, Е.Л. Николаевой, О.Г. Борзовой, Н.П. Аброськиным, В.Е. Позгалевым, С.А. Поддубным, В.В. Ивановым, М.А. Кожевниковой, М.Л. Шаккумом, В.В. Гутеневым, П.М. Федяевым.
Согласно Федеральному закону от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года изменен механизм обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу, а гарантии предоставления жилых помещений названным категориям лиц закреплены в новой редакции статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями которой предусмотрены условия, порядок выделения и правовой режим жилых помещений, предоставляемых данным категориям граждан.
Однако, как показала практика его применения, данная инициатива требует ряда уточнений, направленных на формирование единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и повышения государственных гарантий защиты их жилищных прав, что, по мнению авторов законопроекта, позволит исключить многочисленные случаи обращения детей-сирот в суд за защитой своих прав, позволит отладить механизм реализации закона, чтобы дети-сироты действительно были защищены государством и почувствовали заботу общества.
Законопроектом закрепляется обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма в отношении жилого помещения по истечении пятилетнего срока. Кроме того, предлагается исключить условие о наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с невозможностью проживания детей-сирот с родителями, лишенными родительских прав.
В целях единого порядка учета детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и формирования соответствующих региональных списков детей-сирот законопроектом устанавливается порядок подачи таких заявлений. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении этих детей в список.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта. Однако некоторые его положения требуют дополнительной проработки.
В настоящее время предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - достижение указанными лицами 18-летнего возраста, приобретение полной дееспособности, завершение обучения и т.д., в связи с чем предложение об установлении трехмесячного срока, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу, указанной категории, представляется нецелесообразным.
Учитывая большую социальную значимость проекта федерального закона N 141318-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает указанный законопроект с учетом необходимости его доработки.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.