Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 141318-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
внесенный С.Ю. Орловой в период исполнения ею полномочий члена Совета Федерации и Л.И. Швецовой, Е.Л. Николаевой, О.Г. Борзовой, Н.П. Аброськиным, В.Е. Позгалевым, С.А. Поддубным, М.А. Кожевниковой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей повторно рассмотрел проект федерального закона N 141318-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный С.Ю. Орловой в период исполнения ею полномочий члена Совета Федерации и Л.И. Швецовой, Е.Л. Николаевой, О.Г. Борзовой, Н.П. Аброськиным, В.Е. Позгалевым, С.А. Поддубным, М.А. Кожевниковой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Согласно Федеральному закону от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года был изменен механизм обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, гарантии предоставления жилых помещений названным категориям лиц были закреплены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой предусмотрены условия, порядок выделения и правовой режим жилых помещений, предоставляемых данным категориям граждан.
По мнению авторов проекта, положения указанного механизма требовали уточнения, в связи с чем и был разработан представленный проект.
Законопроектом предусматривается ряд изменений в статьи Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, в частности, в целях единого порядка учета детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и формирования соответствующих региональных списков детей-сирот законопроектом устанавливается порядок подачи таких заявлений. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении этих детей в список.
Кроме того, предлагается исключить условие о наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с невозможностью проживания детей-сирот с родителями, лишенными родительских прав.
Законопроект также содержит новации, касающиеся сроков предоставления жилых помещений, расширения круга лиц, имеющих право на такие дополнительные гарантии, и др.
Необходимо отметить, что при рассмотрении проекта в 2013 году Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, была отмечена его актуальность. Вместе с тем, к положениям проекта были высказаны следующие замечания.
1. Пунктами 2 и 3 статьи 1 законопроекта предлагается законодательно закрепить, что детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет или по их заявлению в более поздний период (при наступлении обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации) жилые помещения предоставляются в течение трех месяцев (пункт 14 статьи 1).
Необходимо отметить, что срок приобретения (строительства) жилых помещений может достигать при приобретении уже эксплуатируемого жилого помещения нескольких месяцев, а при строительстве нового - нескольких лет.
Учитывая это, законодательное закрепление трех месячного срока предоставления жилых помещений является не вполне реализуемым на практике.
2. Комитет отмечал, что отдельные нормы законопроекта могут повлечь увеличение расходов средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, требуется заключение Правительства Российской Федерации.
К указанному законопроекту такое заключение не было представлено.
3. Пунктом 14 статьи 1 проекта предлагается расширить круг лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением, включив детей-сирот с учетом несовершеннолетних членов их семей.
Учитывая ситуацию с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно исходя из количества лиц, состоящих на учете на получение жилых помещений, и возможностей регионов по обеспечению указанных лиц жильем, Комитет считает такую норму преждевременной.
4. Комитет считает спорным положение проекта о сохранении права на обеспечение жилыми помещениями за детьми-сиротами, являющимися нанимателями (членами семьи нанимателя) или собственниками жилых помещений, расположенных на территории иностранных государств, при отсутствии таковых на территории Российской Федерации.
В случае принятия указанной нормы будут созданы неравные условия в сфере реализации жилищных прав. Дети-сироты из других государств, имеющие по месту их выявления какое-либо жилое помещение на праве найма или собственности, устроенные под опеку или попечительство родственников - граждан Российской Федерации, проживающих в Российской Федерации и получивших российское гражданство по упрощенной процедуре, будут поставлены в привилегированное положение по сравнению с детьми-сиротами, родившимися и выявленными в Российской Федерации.
5. Используемую в законопроекте терминологию необходимо привести в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (пункты 12 и 13 статьи 1 законопроекта). Так, согласно части 1 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае невыполнения нанимателем обязательств по договору найма возможно расторжение договора найма, а не заключение его на новый срок.
Вместе с тем необходимо отметить, что нарушение условий договора найма специализированного жилого помещения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, в большинстве случаев связано с трудной жизненной ситуацией, в которой они находятся, что, в свою очередь, в соответствии с действующим Федеральным законом может являться основанием заключения договора на новый срок.
6. Комитет обращает внимание на то, что Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ уже вступил в силу, в связи с чем изменению подлежат нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Проект был рассмотрен Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель), который поддержал его концепцию с условием доработки.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы к проекту также были высказаны существенные правовые и юридико-технические замечания.
Руководствуясь вышеуказанным, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей своим решением от 21 ноября 2013 года предложил авторам законопроекта в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы изменить текст проекта до рассмотрения его Государственной Думой в первом чтении.
Однако, авторы измененный текст проекта в Государственную Думу не представили.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.