Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 141318-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
внесенному членами Совета Федерации З.Ф. Драгункиной, В.В. Рязанским, депутатами Государственной Думы О.А. Баталиной, В.В. Ивановым и другими
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В пункте 1 статьи 1 проекта федерального закона определяется, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), "которые не являются нанимателями жилых помещений, расположенных на территории Российской Федерации, по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, расположенных на территории Российской Федерации". Следует отметить, что реализация данной будущей нормы повлечет за собой неравное положение лиц, относящихся к одной и той же категории, например, детей-сирот, родившихся в Российской Федерации и имеющих жилые помещения на территории Российской Федерации, и детей-сирот из других стран СНГ, имеющих по месту жительства жилое помещение по договору социального найма или в собственности, устроенных под опеку или попечительство граждан Российской Федерации, и получивших гражданство Российской Федерации по упрощенной процедуре.
Проектируемые в пунктах 12 и 13 статьи 1 законопроекта изменения, касающиеся дополнения Федерального закона новой формулировкой "нарушение условий договора найма специализированного жилого помещения", подлежат согласованию с положениями части 1 статьи 101 Жилищного кодекса Российской Федерации в части использования терминологии. Кроме того, обращаем внимание, что согласно вышеуказанной норме в случае невыполнения нанимателем обязательств по договору найма возможно расторжение договора найма, а не заключение его на новый срок.
Применяемый в пункте 15 статьи 1 законопроекта термин "в установленном порядке" необходимо уточнить с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой неопределенность такого правового содержания не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что оно означает по своему существу (см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П).
Кроме того, проект нуждается в юридико-технической доработке, поскольку предлагаемые изменения должны быть внесены в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а не в законодательный акт, предусматривающий внесение изменений в этот Федеральный закон.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.