Заключение Счетной палаты РФ от 9 февраля 2017 г. N ЗСП-17/09-01
на проект федерального закона N 561261-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
(в части совершенствования механизма государственной поддержки кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 561261-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 24 января 2017 г. N 24).
Законопроект внесен в июле 2014 года Н.В. Панковым, Г.В. Куликом, А.Н. Хайруллиным, А.В. Ильтяковым, А.Г. Когогиной, П.М. Федяевым, У.М. Умахановым, М.С. Гаджиевым, В.В. Кабановой, И.Н. Руденским, Н.В. Школкиной, Е.Н. Сенаторовой, Н.А. Шайденко, М.М. Абасовым, Н.В. Герасимовой, Н.И. Горовым, О.Г. Борзовой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы шестого созыва.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на уточнение действующих на момент его внесения условий государственной поддержки сельского хозяйства, а также на приведение отдельных положений Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) в соответствие с международными договорами Российской Федерации и действовавшим на момент внесения законопроекта законодательством.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон N 264-ФЗ новыми положениями, в соответствии с которыми сельскохозяйственным товаропроизводителям будет предоставлено право уплачивать кредитным организациям только основной долг по кредиту и не возмещаемую из федерального бюджета часть процентов, начисленных по кредитам (займам). Также законопроектом предлагается установить фиксированную ставку кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, установив ее на уровне ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации плюс 2 процентных пункта.
Следует отметить, что предлагаемое законопроектом решение не учитывает изменений, внесенных в Федеральный закон N 264-ФЗ в 2014 - 2015 годах и направленных на развитие сельского хозяйства в целом и оказание государственной поддержки не только сельскохозяйственным товаропроизводителям, но и иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сельском хозяйстве.
Законопроект в рассматриваемой редакции подготовлен в 2014 году. В этой связи информация, представленная в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании, утратила актуальность.
Согласно изменениям в Федеральный закон N 264-ФЗ, внесенным Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 467-ФЗ, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов, полученных в российских кредитных организациях, и займов, полученных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, в размере двух третей, и (или) не менее чем 80%, и (или) не менее чем 95%, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более чем в размере их фактических затрат.
При этом также может оказываться поддержка формированию и развитию системы кредитования организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
В рамках реализации государственной политики по развитию системы кредитования сельского хозяйства постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и
индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, в соответствии с которыми процентная ставка по льготным краткосрочным и (или) инвестиционным кредитам, полученным организациями агропромышленного комплекса на цели развития, составляет не менее 1% и не более 5% годовых.
В этой связи предлагаемые законопроектом изменения в Федеральный закон N 264-ФЗ представляются излишними, поскольку цели, на которые он направлен, могут быть достигнуты в рамках действующего правового регулирования.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.