Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 871036-6 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации),
внесенному членами Совета Федерации В.В. Рязанским, А.А. Борисовым, В.В. Полетаевым, депутатом Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, а также И.Н. Чернышевым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, Н.И. Горовым, М.Х. Юсуповым, Р.А. Шлегелем в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 871036-6 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предусмотрены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части отнесения к расходам на оплату труда, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам и членам их семей. Размер расходов, понесенных на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации, предлагается ограничить суммой 50 000 рублей на человека. При этом в совокупности с расходами по договорам добровольного личного страхования и по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников, предусмотренными абзацем девятым пункта 16 статьи 255 Налогового кодекса, указанные расходы включаются в состав расходов налогоплательщика в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Как указано в пояснительной записке, целью законопроекта является государственная поддержка развития туризма в Российской Федерации и предоставление работающим лицам и членам их семей дополнительной возможности реализовать свое право на отдых.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Включение в состав указанных расходов затрат на оплату услуг по организации туризма и отдыха, оказанных супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным), детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, подопечным в возрасте до 18 лет либо бывшим подопечным (после прекращения опеки и попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, не связанных с организацией трудовыми отношениями, противоречит положениям статьи 255 Налогового кодекса.
Кроме того, учитывая что, законопроектом предусмотрено включение в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций, оплаты услуг по реализации туристского продукта не только работнику, но и достаточно широкому кругу лиц, его реализация повлечет выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Как отмечается в финансово-экономическом обосновании, компенсация выпадающих доходов бюджета предполагается за счет дополнительных поступлений в виде НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ и страховых взносов организаций туристской отрасли и смежных с ней отраслей за счет расширения спроса на внутренний туризм. Вместе с тем, представляется маловероятным, что указанная компенсация затронет субъекты Российской Федерации, на территории которых отсутствуют традиционные места туризма и отдыха.
Как отмечается в заключении Счетной палаты Российской Федерации при заключении работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей) договора о реализации туристического продукта у работодателя возникает обязанность на основании пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
При этом согласно пункту 4 статьи 226 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Учитывая, что с членами семьи работников работодатель, как правило, не связан трудовыми отношениями и не выплачивает им доходов, то организация обязана сообщить в налоговый орган не только о невозможности удержать налог и сумме налога, но и о суммах дохода, с которого не был удержан налог. В свою очередь, у лиц, с доходов которых не был удержан налог, возникает обязанность его декларирования и уплаты, что в целом усложняет администрирование налога на доходы физических лиц с указанных видов дохода.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 871036-6 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.