Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 509712-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о расширении прав уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрел в качестве соисполнителя проект федерального закон N 509712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о расширении прав уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским, С.В. Кривоносовым, М.С. Гаджиевым, М.И. Сердюком, Р.М. Марданшиным и др. (далее также - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроект предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, и некоторые иные нормативные правовые акты. Законопроект направлен на совершенствование института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, что заслуживает поддержки.
Вместе с тем, отдельные положения законопроекта вызывают возражения.
Так, в дополнительной проработке нуждается вопрос о предоставлении Уполномоченному по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) гарантий неприкосновенности в объеме, предусмотренном законопроектом, в том числе, в части порядка привлечения его к уголовной и административной ответственности (с учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 12.04.2002 N 9-П). Подобные гарантии, представляющие собой исключение из правила о равенстве всех перед законом и судом, предусмотрены непосредственно Конституцией РФ в отношении исключительно Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, учитывая их особую публично значимую роль, а также федеральным конституционным законом в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, публичную значимость функций которого в отношении всех без исключения членов общества также трудно переоценить. Так, согласно указанному федеральному конституционному закону Уполномоченный по правам человека действует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (что признается в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью). При этом правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей определяется, прежде всего, существом его задач - защите прав только субъектов предпринимательской деятельности.
Существенные сомнения вызывает предоставление Уполномоченному возможности посещать без специального разрешения учреждения, исполняющие наказания, и места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в сопровождении сотрудников своего аппарата. Представляется неоправданным наделение сотрудников аппарата элементами, характеризующими правовой статус Уполномоченного, поскольку их функции сводятся к обеспечению его деятельности.
Некоторые положения законопроекта нуждаются дополнительной проработке путем соотнесения их с существующими принципами уголовного процесса (например, предлагаемое наделение Уполномоченного правом доступа к документам на досудебной стадии расследования, правом вступления в уголовный процесс).
Законопроектом предлагается ввести институт общественных представителей Уполномоченного. При этом их предполагается наделить правами, практически идентичными правам уполномоченного в субъекте РФ. Объем таких прав требует дополнительной проработки (например, право давать заключения на проекты нормативных актов, являющиеся обязательными для рассмотрения органами исполнительной власти РФ, органами местного самоуправления). Кроме того, законопроект не регулирует вопрос предельной численности таких представителей.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству считает возможным поддержать (с учетом проработки вышеуказанных замечаний) проект федерального закона N 509712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о расширении прав уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским, С.В. Кривоносовым, М.С. Гаджиевым, М.И. Сердюком, Р.М. Марданшиным и др.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.