Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 509712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о расширении прав уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации)",
внесенному депутатами Государственной Думы С.В. Кривоносовым, М.С. Гаджиевым, Р.М. Марданшиным и другими, а также В.Ф. Звагельским, М.И. Сердюком, О.В. Савченко и другими в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 509712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о расширении прав уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы С.В. Кривоносовым, М.С. Гаджиевым, Р.М. Марданшиным и другими, а также В.Ф. Звагельским, М.И. Сердюком, О.В. Савченко и другими в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и ряд других федеральных законов (в том числе в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и т.д.) изменений, направленных на весьма существенное расширение полномочий Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) и уполномоченных в субъектах Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - уполномоченные).
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается наделить Уполномоченного неприкосновенностью на весь срок его полномочий. В этой связи Комитет обращает внимание на отсутствие в пояснительной записке к законопроекту достаточных обоснований, свидетельствующих о необходимости наделения Уполномоченного неприкосновенностью, а также отмечает, что в настоящее время не существует единого подхода по данному вопросу. Так, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка не обладает неприкосновенностью, а Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам человека, напротив, ею наделен. При этом Комитет считает, что цели и задачи деятельности Уполномоченного не могут быть сравнимы с задачами и целями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, поскольку деятельность Уполномоченного должна быть направлена на содействие субъектам предпринимательской деятельности в гражданско-правовой плоскости и не должна встраиваться в уголовно-правовую или административную систему либо конкурировать с данными системами. Исходя из изложенного, Комитет считает внесение предлагаемого изменения нецелесообразным.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта также предлагается установить, что снятие неприкосновенности с Уполномоченного осуществляется посредством уведомления Президента Российской Федерации и получения его согласия на проведение соответствующих процессуальных действий в отношении Уполномоченного в течение 24 часов. В этой связи Комитет обращает внимание, что снятие неприкосновенности с иных лиц, наделенных ею, осуществляется только на основании коллегиального решения и предполагает наличие определенной процедуры.
Подпунктом "в" пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается наделить Уполномоченного правом "реализовывать меры, направленные на заключение мирового соглашения субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления" (подпункт "в" пункта 2 статьи 1 законопроекта). Вместе с тем, из представленной редакции неясно, в каком качестве при этом Уполномоченный должен участвовать в судебном процессе, и не будет ли он подменять своими действиями суд, поскольку указанные действия в соответствии со статьей 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются именно прерогативой суда.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается наделить уполномоченных в субъектах Российской Федерации правом назначать представителей, действующих на общественных началах, что, по мнению авторов законопроекта, позволит "обеспечить функционирование института Уполномоченного во всех субъектах Российской Федерации". Однако, по мнению Комитета, реализация данной нормы приведет лишь к увеличению штата уже действующих уполномоченных в субъектах Российской Федерации и не окажет какого-либо влияния на принятие соответствующего регионального законодательства, необходимого для формирования института Уполномоченного во всех субъектах Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 5 статьи 1 законопроекта предлагается предоставить уполномоченным в субъектах Российской Федерации возможность посещать без специального разрешения учреждения и органы, исполняющие наказания, в целях защиты прав подозреваемых. В этой связи Комитет обращает внимание, что контроль за соблюдением прав человека в учреждениях и органах системы исполнения наказаний уже осуществляется Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту не представлено каких-либо обоснований, свидетельствующих о необходимости предоставления Уполномоченному и уполномоченным подобных возможностей.
Все вышеупомянутое позволяет прийти к заключению, что авторы законопроекта, наделяя Уполномоченного весьма широкими правами, которыми в совокупности не наделен ни один федеральный орган исполнительной власти или должностное лицо, в то же время не предусматривают в рамках законопроекта каких-либо механизмов реализации указанных полномочий (в том числе участия в выездной проверке в рамках государственного контроля (надзора) или проведения по собственной инициативе проверки фактов нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности).
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 509712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о расширении прав уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы С.В. Кривоносовым, М.С. Гаджиевым, Р.М. Марданшиным и другими, а также В.Ф. Звагельским, М.И. Сердюком, О.В. Савченко и другими в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.