Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231425-7 "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения"
Досье на проект федерального закона
1. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения" направлен на устранение правового пробела в российском законодательстве, породившего порочную практику анонимного оставления новорожденных детей в специально создаваемых для этого местах ("бэби-боксах").
В период с 2011 по 2015 годы "бэби-боксы" были установлены в 13 субъектах Российской Федерации. При этом в одних субъектах (в 9) функционирование "бэби-боксов" признано органами прокуратуры незаконным. В двух субъектах, в Пермском и Краснодарском краях, прокуратура признала законной деятельность "бэби-боксов".
2. Основной аргумент сторонников создания "бэби-боксов" состоит в том, что они позволяют сохранить жизнь новорожденного, предотвращают убийство матерью своего ребенка.
Однако, по данным исследования, проведенного Немецким институтом молодежи с 01.07.2009 по 15.10.2011, в рамках проекта "Анонимные роды и бэби-боксы в Германии - цифры, предложения и контексты ("The economist" от 10 марта 2012 года// http://www.economist.com/node/21549984) возможность анонимно сдать ребенка не влияет на количество случаев инфантицида (убийство матерью новорожденного). Количество жертв инфантицида по всей Германии, начиная с 80-х годов, то есть до появления в Германии первых "бэби-боксов" в 1999 году, до начала 2012 года (год завершения исследования) ежегодно колеблется от 20 до 35.
К таким же выводам пришли ученые из университета Ноттингема в Великобритании, которые в течение двух лет проводили исследование в 10 странах Европы. Ученые установили, что "бэби-боксы" направлены не на аудиторию женщин-детоубийц. Они адресованы рационально мыслящим женщинам, и никакого влияния на предотвращение убийств и оставление детей в небезопасных местах не оказывают.
Следует учитывать, что по данным ГИАЦ МВД России, число зарегистрированных преступлений, связанных с убийством матерью новорожденного ребенка (статья 106 УК РФ), в России за последние 7 лет сократилось вдвое (со 149 до 72). В среднем число таких преступлений ежегодно сокращается примерно на 10%. И эта позитивная динамика не связана о наличием "бэби-боксов". Причина - в кардинальном изменении политики государства по отношению к семье, рождению и воспитанию детей.
3. Представленный законопроект предусматривает:
1) запрет осуществления деятельности, направленной на организацию анонимного оставления детей, в том числе на создание и содержание специализированных мест для анонимного оставления ребенка, (статья 1 законопроекта),
2) введение административной ответственности юридических лиц за создание условий для анонимного оставления детей после их рождения, выразившееся в том числе в организации специализированных мест для анонимного оставления ребенка после его рождения, содержании таких мест, или в предоставлении помещений для указанных целей, иных формах содействия, например в форме рекламы "бэби-боксов" или финансировании указанной деятельности. За данное правонарушение предлагается налагать административный штраф в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей либо приостанавливать деятельность юридического лица на срок до девяноста суток (статья 2 законопроекта).
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 14.2 и 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в главу 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив ее статьей 6.19.1 "Создание юридическим лицом условий для анонимного оставления детей после их рождения".
4. Представленный законопроект учитывает рекомендации Комитета ООН по правам ребенка в отношении практики использования "бэби-боксов".
В 2012 году Комитет ООН по правам ребенка призвал к запрету практики использования "беби-боксов" в Европе, назвав эту практику "атавизмом", являющимся "ложным посланием" беременным женщинам о том, что у них есть право на отказ от их детей.
В Пункте 46 Итоговых замечаний по объединенному 4-му и 5-му периодическому докладу, представленному Российской Федерацией (принято Комитетом ООН по правам ребенка на 65-й сессии (13 - 31 января 2014 года) Комитет ООН по правам ребенка призвал Российскую Федерацию принять все необходимые меры для запрета "бэби-боксов" и разработки альтернативных способов, учитывая обязанность соблюдать принципы и положения Конвенции. Более того, Комитет настаивает, чтобы Россия активизировала свои усилия в борьбе с базовыми причинами, которые приводят к отказу от новорожденных, включив в эту борьбу пропаганду планирования семьи, корректное психологическое консультирование и социальную поддержку в случае незапланированной беременности, а также предупреждение беременностей с повышенным риском.
5. В чем опасность практики анонимного оставления новорожденных детей в специализированных местах ("бэби-боксах")?
1) влечет рост числа отказов от новорожденных. Эта тенденция фиксируется во всех странах, где подобная практика имела или имеет место.
"Бэби-бокс" создает иллюзию легкого гуманного решения проблемы. В действительности же женщина, избавляясь таким способом от ребенка, не избавляется от сложных жизненных обстоятельств, которые ее к этому побудили, и чаще всего, ситуация лишь усугубляется, порождая в том числе отдаленные негативные последствия как для ребенка, так и для самой матери.
Нередко "бэби-боксы" используются для отказа от детей-инвалидов, детей более старшего возраста, в них помещают уже умерших младенцев. В китайском Гуанчжоу пришлось закрыть "бэби-бокс" спустя 2 месяца после открытия, в течение которых в нем были оставлены 262 младенца и детский приют оказался переполненным. Все дети страдали тяжелыми заболеваниями, такими, как детский церебральный паралич, синдром Дауна и порок сердца.
В истории России был период (1764 - 1891 годы), когда государство взяло на себя заботу о подкинутых младенцах, создав в Москве и Петербурге воспитательные дома для тайного приема подкидышей. Тайный прием детей породил громадное число отказов от детей, с которым не удалось справиться на протяжении столетия. В воспитательных домах сохранялась высокая смертность новорожденных, которая в самые лучшие годы составляла не менее 50%. В 1891 году эта практика более чем столетнего тайного приема детей в воспитательные дома была прекращена, так как стало очевидно, что "легкость, с какой совершается прием в Воспитательный дом детей, открывает путь к разрушающему нравственность злу - охлаждению чувств родительских и расстройству семейного быта".
2) значительно повышает риски торговли детьми и иных сделок с ними, так как контроль за "бэби-боксами" невозможен. В противном случае утрачивается главный принцип - анонимности, без которого "бэби-боксы" лишены смысла. Невозможно точно установить число детей, оставленных в "бэби-боксах" и установить, какова их дальнейшая судьба. Известны случаи, когда "бэби-бокс" использовался, например, отцом или другим родственником для избавления от ребенка втайне от матери.
По данным исследования, проведенного Немецким институтом молодежи в рамках проекта "Анонимные роды и бэби-боксы в Германии - цифры, предложения и контексты", организации, отвечающие за "бэби-боксы", не смогли предоставить информацию о последующем местонахождении каждого 5-го оставленного в "бэби-боксах" ребенка,
3) навсегда нарушается право ребенка на идентичность, то есть право ребенка знать, кто его биологические родители, каково его происхождение. Может нарушаться и право отца на воспитание своего ребенка.
По мнению криминологов для решения проблемы подкидышей, нужно вместо создания комфортных условий для отказа от ребенка сместить акцент на усиление поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.