Заключение Счетной палаты РФ от 13 апреля 2017 г. N ЗСП-92/09-01
на проект федерального закона N 88454-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
(в части дополнения круга лиц, участвующих в государственных закупочных интервенциях)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 88454-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 21 марта 2017 г. N 35).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ), согласно которым в перечень участников государственных закупочных и товарных интервенций, проводимых в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие только первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (далее - переработчики).
Финансирование проведения государственных закупочных и товарных интервенций зерна на рынке сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за счет средств федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в 2014 году составило 1 915,0 млн. рублей, в 2015 году - 3 925,7 млн. рублей, в 2016 году - 6 927,4 млн. рублей, в 2017 году на данные цели планируется направить 4 302,04 млн. рублей. Указанные средства федерального бюджета расходуются на обслуживание запасов интервенционного фонда, в частности, на хранение, страхование, агентское вознаграждение, а также на уплату процентов по кредитам, выданным кредитными организациями.
Предлагаемое законопроектом расширение числа участников государственных закупочных и товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия может потребовать выделения из федерального бюджета дополнительных средств.
Кроме того, ни из законопроекта, ни из пояснительной записки к нему не представляется возможным сделать вывод о механизме отбора организаций, осуществляющих хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также о наличии необходимого для этих целей объема площадей.
Следует обратить внимание, что в соответствии с установленным статьей 3 Федерального закона N 264-ФЗ определением понятия "сельскохозяйственные товаропроизводители" государственные закупочные интервенции и товарные интервенции осуществляются у таких сельскохозяйственных производителей сельскохозяйственной продукции, у которых доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % за календарный год.
В отношении переработчиков законопроект такого условия о доле дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не предусматривает, что ставит их в заведомо привилегированное положение по отношению к непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям и не соответствует целям поддержки последних в случае снижения цен на реализуемую ими сельскохозяйственную продукцию.
Также необходимо учитывать, что при ненадлежащем контроле со стороны государственного агента фактический объем сельскохозяйственной продукции в государственных закупочных и товарных интервенциях может увеличиться также за счет фальсифицированной продукции. В этом случае осуществление государственных закупочных и товарных интервенций у переработчиков молока может не достигнуть необходимой экономической эффективности. Предусматриваемый законопроектом механизм требует дополнительного обоснования в части положительного эффекта от его реализации для молочной отрасли.
При этом включение переработчиков в круг участников государственных закупочных и товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия может привести к образованию на этом рынке организаций, осуществляющих при проведении интервенций перепродажу продукции, приобретенной у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кроме того, исходя из пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к законопроекту финансирование государственных закупочных и товарных интервенций предполагается осуществлять только в отношении молочной продукции. Однако предложенная законопроектом редакция статьи 14 Федерального закона N 264-ФЗ носит универсальный характер и предполагает ее распространение на весь круг сельскохозяйственной продукции. С учетом изложенного пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к законопроекту не отображают в полной мере экономических последствий предлагаемых изменений.
При этом Счетная палата Российской Федерации обращает внимание, что пояснительная записка требует актуализации в связи с признанием утратившими силу ряда нормативных правовых актов. Так, постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 446 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители" и от 16 декабря 2008 г. N 959 "О перечне видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой могут проводиться государственные закупочные и товарные интервенции" утратили силу в связи с принятием постановлений Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. N 1094 и от 25 января 2017 г. N 72.
С учетом изложенного законопроект и представленные к нему материалы требуют доработки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.