Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 декабря 2016 г. N 3.5-03/2085
по проекту федерального закона N 1155134-6 "О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2016 года, комитет сообщает следующее.
Проект Закона был разработан Правительством Российской Федерации в целях реализации мер по поддержанию производителей инновационного подвижного состава, предусмотренных Программой поддержки транспортного машиностроения (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2016 года N 57-р). Первоначально вносились изменения только в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части предоставления льготы по налогу на имущество организаций. В ходе рассмотрения проекта Закона во втором чтении в Государственной Думе в него были внесены поправки, не связанные с его концепцией.
Законом устанавливается освобождение налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного после 1 января 2013 года и принятого на учет организациями в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами (статья 381 Кодекса). Данное положение направлено на создание равных условий для покупателей подвижного состава и покупателей, взаимосвязанных с производителями, и предусмотрено правительственной Программой поддержки транспортного машиностроения.
Комитет отмечает, что в постановлениях Совета Федерации неоднократно указывалось на недопустимость предоставления льгот по региональным и местным налогам на федеральном уровне. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов также предусматривается поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.
Во исполнение поручения по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года Законом продляется до 2023 года срок применения пониженных тарифов страховых взносов для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий (статья 427 Кодекса). При этом размеры тарифов страховых взносов фиксируются на уровне 2017 года без последующего повышения, как это было ранее (общий размер страховых взносов - 14%).
Законом также продляется на период до 2019 года включительно ныне действующий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации) в отношении большинства плательщиков в размере:
в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов - 22% (вместо общеустановленного тарифа в размере 26%);
сверх установленной величины взносооблагаемой базы - 10%.
Законом предоставляются льготы по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на прибыль и налога на имущество организаций для новой категории участников проекта "Сколково" -исследовательских корпоративных центров (статьи 145.1, 246.1, 284 и 381 Кодекса). Указанные льготы предоставляются на пятилетний период до 2021 года включительно.
Само понятие исследовательских корпоративных центров определяется Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково", принятом Государственной Думой 16 декабря 2016 года. Так как исследовательские корпоративные центры будут учреждаться крупными системообразующими российскими компаниями, для них увеличено предельное значение совокупного размера прибыли, по достижении которого будет утрачиваться право на применение налоговых льгот, до 1 млрд. рублей (для остальных участников проекта - 300 млн. рублей).
Предоставление налоговых льгот позволит привлечь в "Сколково" крупные инновационные компании, создать новые рабочие места, снизить отток высококвалифицированных российских специалистов за рубеж. Выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по налогу на прибыль должны быть компенсированы дополнительными поступлениями налога на доходы физических лиц. Что касается НДС, то влияние изменения его сумм будет нивелировано за счет возможности принятия к вычету контрагентами резидентов "Сколково" сумм НДС, которые будут предъявляться к оплате в составе стоимости товаров (работ, услуг) резидентами.
Закон вступает в силу с 1 января 2017 года. Реализация его норм в части налога на имущество организаций, поступающего в региональные бюджеты, повлечет выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, которые, по мнению комитета, должны быть компенсированы из федерального бюджета.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая вышесказанное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.