Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 21 декабря 2016 г. N 3.4-06/1694
по проекту федерального закона N 1359-7 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 14 декабря 2016 года.
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности (далее - Соглашение) подписано в городе Москве 23 декабря 2015 года. Основные положения Соглашения направлены на повышение надежности охраны государственных границ Российской Федерации и Республики Армения в воздушном пространстве и установление порядка применения сил противовоздушной обороны при совместном выполнении задач боевого дежурства.
Положениями Соглашения устанавливается нормативно-правовая основа совместного применения войск (сил), выполняющих задачи противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Армения, а также определяются задачи, функции, принципы построения и применения войск (сил), входящих в состав Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности (далее Объединенная региональная система противовоздушной обороны).
В период непосредственной угрозы агрессии (угрожаемый период) и в военное время войска системы ПВО применяются в соответствии с планом совместных действий (п. 3 Положения о системе ПВО). Согласно статье 1 Соглашения под названным периодом понимается период обострения военно-политической обстановки, в течение которого возникла угроза агрессии против Сторон или одной из Сторон в Кавказском регионе коллективной безопасности со стороны государства или группы государств. В тексте Соглашения использован термин "агрессия". Согласно Уставу ООН (ст. 39) существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии определяет Совет Безопасности ООН.
Уполномоченным органом по реализации Соглашения от Российской Стороны является Министерство обороны Российской Федерации (ст. 4 Соглашения). Перечень пунктов управления и войск, выделяемых Сторонами в состав системы ПВО, утверждается совместно министрами обороны в трехмесячный срок после вступления Соглашения в силу (ст. 5).
В соответствии со статьей 6 Соглашения координацию совместных действий войск системы ПВО и войск, входящих в состав других региональных систем ПВО, осуществляет главнокомандующий Воздушно-космическими силами Вооруженных Сил Российской Федерации. Общее руководство совместными действиями войск системы ПВО осуществляет командующий войсками Южного военного округа Российской Федерации. Управление совместными действиями войск системы ПВО отдельного района коллективной безопасности (части региона в пределах территории и воздушного пространства Республики Армения) осуществляет начальник Войск ПВО Вооруженных Сил Республики Армения.
Уполномоченные органы Сторон в мирное время осуществляют планирование совместного применения войск системы ПВО, а также их совместное боевое дежурство. При этом в мирное время Стороны оставляют за собой право принимать решение о применении войск системы ПВО (ст. 7 и 8).
Соглашение (ст. 14) вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Соглашение в соответствии с его статьей 15 заключается сроком на 5 лет. В дальнейшем его действие автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода не уведомит другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.
Соглашение не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов федерального законодательства. Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку оно затрагивает вопросы обороноспособности Российской Федерации.
Ратификация Протокола не повлечет за собой выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Правовое управление по представленному Федеральному закону замечаний не имеет.
Комитет Совета Федерации по международным делам полагает, что ратификация представленного Протокола отвечает интересам Российской Федерации, будет способствовать повышению надежности охраны государственных границ Российской Федерации и Республики Армения, позволит определить порядок применения войск (сил) противовоздушной обороны при совместном выполнении задач боевого дежурства.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности", принятый Государственной Думой 14 декабря 2016 года.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.