Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 21 декабря 2016 г. N 3.4-05/1684
по проекту федерального закона N 18453-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к нему"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к нему" (далее - Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 декабря 2016 года.
Закон в соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - Соглашение) и Протокол к нему были подписаны в городе Тегеране 23 декабря 2015 года.
Соглашение было разработано на основе положений типового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 456. При этом предусматривается правило о ретроспективной силе, согласно которому Соглашение применяется в отношении всех капиталовложений, осуществлённых инвесторами одной Стороны на территории другой Стороны, начиная с 1 января 1992 года. В то же время Соглашение не применяется к любым спорам или требованиям, касающимся капиталовложений, возникшим до вступления Соглашения в силу.
Стороны обеспечивают на своих территориях справедливый и равноправный режим капиталовложениям, осуществлённым их инвесторами, В Соглашении уточняется, что предоставление режима наибольшего благоприятствования не должно толковаться как обязывающее одну Сторону распространять на капиталовложения, осуществлённые инвесторами другой Стороны, выгоды, привилегии и преимущества, которые предоставляются или будут предоставлены первой Стороной инвесторам любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе, общем рынке или аналогичных экономических образованиях, а также в связи с заключенными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
В соответствии с Соглашением Стороны гарантируют защиту капиталовложений инвесторов от принудительного изъятия: национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в соответствии с законодательством государства договаривающейся Стороны, на недискриминационной основе и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Кроме того, закрепляется право инвесторов на получение компенсации в случае причинения вреда или нанесения ущерба их капиталовложениям и доходам вследствие вооруженных конфликтов, гражданских беспорядков.
Протокол к Соглашению содержит уточняющее положение, являющееся неотъемлемой частью Соглашения: предусматривается, что Соглашение применяется для Российской Федерации только в отношении капиталовложений, допущенных в соответствии с её законом об иностранных инвестициях, а для Исламской Республики Иран - только в отношении капиталовложений, допущенных в соответствии с её законом о поощрении и защите иностранных инвестиций Организацией по инвестициям, техническому и экономическому содействию Ирана или любым другим органом в порядке правопреемства.
Реализация Соглашения будет способствовать активизации инвестиционного и экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, более полному использованию возможностей в сфере капиталовложений, обеспечению стабильности и предсказуемости правовой среды для инвесторов Сторон.
По тексту Соглашения имеются замечания юридико-технического характера.
В пункте 5 статьи 3 приводится наименование "Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994 г.", в то время как правильное наименование названного международного договора - Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.
Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства Российской Федерации реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В случае же экспроприации (национализации) капиталовложений иранских инвесторов Российская Федерация должна будет выплатить компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда российским судом или международным арбитражем будет определено, что Российская Федерация не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязательства перед иранскими инвесторами, вытекающие из Соглашения. Аналогичные обязательства принимает на себя Иранская Сторона.
Соглашение вступает в силу по истечении тридцати дней с даты последнего письменного уведомления одной из Сторон другой Стороне о выполнении необходимых внутригосударственных процедур и остаётся в силе в течение десяти лет. После окончания этого срока его действие автоматически продлевается на очередные пятилетние периоды.
Соглашение и Протокол к нему подлежат ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся предоставления инвесторам и их инвестициям режима наибольшего благоприятствования, содержат правила иные, чем предусмотренные Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживают ратификацию Соглашения и Протокола к нему.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к нему", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.