Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 22 декабря 2016 г. N 3.2-04/3089
по проекту федерального закона N 1112685-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1112685-6), принятый Государственной Думой 21 декабря 2016 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон носит комплексный характер и направлен на решение вопросов в сфере управления многоквартирными домами. Федеральным законом вносятся изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", от 21 июля 2014 года N 263-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", от 3 июля 2016 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Отмечаем, что ко второму чтению рассматриваемый Федеральный закон был дополнен положениями, которые не рассматривались при оценке его концепции.
Федеральным законом дополняется перечень полномочий органов государственного жилищного надзора указанием на осуществление деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), условиям и методам установления таких нормативов, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (услуг). Установленное полномочие будет осуществляться органами государственного жилищного надзора посредством ежегодного проведения плановых проверок установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг) и внеплановых проверок на основании поступивших обращений и заявлений. В случае поступления в орган государственного жилищного надзора, в том числе через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, обращений, заявлений, соответствующей информации о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг) органом государственного жилищного надзора должна быть проведена внеплановая проверка без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Отмечаем, что для повышения эффективности деятельности органов государственного жилищного надзора по контролю за установлением и применением нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг) представляется целесообразным разработать на федеральном уровне соответствующие методические рекомендации и рассмотреть вопрос о подготовке кадров и обучения персонала данных организаций по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг), условиям и методам установления таких нормативов, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (услуг).
Следует подчеркнуть, что вводимое Федеральным законом положение об осуществлении надзора за установлением и применением нормативов потребления коммунальных услуг является своевременной и необходимой мерой. Так, с 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в состав платы за содержание жилого помещения будут включаться расходы на оплату холодной и горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расчет которых будет производиться на основании установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 ноября 2016 года нормативов потребления коммунальных услуг. Отмечаем, что необходимый в этом случае нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, который должен способствовать унификации подходов в субъектах Российской Федерации к вопросам разработки и установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовое имущество, не утвержден до настоящего времени.
Далее Федеральным законом установлены случаи, при которых в плату за потребление коммунальных услуг для индивидуального использования включается и плата за потребление коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Данное правило применяется при непосредственном управлении многоквартирным домом, а также в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован. Установленное правило отвечает общей конструкции прямых договорных отношений, возникающих между потребителями коммунальных ресурсов и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии исполнителя коммунальных услуг - управляющей организации.
Следующая группа новаций, вносимых рассматриваемым Федеральным законом, направлена на перенос сроков вступления в силу некоторых положений Федеральных законов от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", от 21 июля 2014 года N 263-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Следует отметить, что перенос сроков обусловлен проблемами, возникшими у ряда поставщиков информации по размещению необходимых данных в системе в полном объеме в настоящее время.
Федеральным законом определено, что обязанность по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) для большинства ее поставщиков возникает с 1 июля 2017 года. В отношении поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, исполнение данной обязанности перенесено на 1 июля 2019 года. Административная ответственность за нарушение порядка размещения информации в системе по общему правилу будет применяться к поставщикам информации с 1 января 2018 года.
Также Федеральным законом дополняется перечень лицензионных требований к управляющим организациям - лицензиатам в части соблюдения положений о размещении предусмотренной частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации информации в системе, применяемый по общему правилу с 1 января 2018 года, а на территориях городов федерального значения - с 1 июля 2019 года.
Федеральным законом повторно переносится с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года (на территориях городов федерального значения - на 1 июля 2019 года) срок вступления в силу статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в части проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Далее Федеральным законом переносится с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года (для территорий городов федерального значения - с 1 января 2020 года) срок, с которого платежный документ, представленный потребителю на бумажном носителе, должен соответствовать информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размещенной в системе. Если данная информация не совпадает либо не размещена в системе, платежный документ будет считается не представленным, что влечет невозможность определения периода просрочки для взыскания пеней.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Д.И. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.