Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности от 22 декабря 2016 г. N 3.3-03/2591
по проекту федерального закона N 20488-7 "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в соответствии со статьями 105 и 106 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения", принятый Государственной Думой 14 декабря 2016 года.
Проект федерального закона N 20488-7 внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 5 ноября 2016 года.
Соглашение о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения (далее - Соглашение) подписано в городе Душанбе 15 сентября 2015 года и направлено на создание договорно-правовой базы сотрудничества государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее - Стороны) в области перевозок воинских и других формирований, а также продукции военного назначения на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Настоящее Соглашение определяет порядок взаимодействия Сторон при планировании и выполнении перевозок воинских и других формирований, движимого имущества, а также продукции военного назначения, их транзите через территории Сторон и (или) через территорию государства, не являющегося участником Соглашения, а также обеспечения безопасности указанных перевозок, в том числе в случае проведения совместных операций или командно-штабных и войсковых учений, участия в миротворческих операциях, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, перевозок к местам постоянной или временной дислокации в целях их функционирования и жизнедеятельности, в иных случаях по согласованию Сторон.
Положениями Соглашения конкретизируется порядок назначения, изменения, а также компетенция уполномоченных органов Сторон в области планирования и осуществления перевозок (транзита) воинских и других формирований, их движимого имущества и продукции военного назначения.
Соглашением предусмотрен особый порядок пересечения государственных и таможенных границ Сторон при осуществлении таких перевозок. Регулируется порядок предоставления средств, услуг и недвижимого имущества, необходимых для обеспечения перевозок, принимающими и транзитными Сторонами, а также обеспечения безопасности перевозок (транзита). Кроме того, уточняется перечень грузов, подлежащих вооруженной охране караулами и сопровождению специалистами.
Положениями Соглашения допускается применение оружия и физической силы, в том числе боевых приемов рукопашного боя, перевозимым воинским и другим формированием, караулом, а также представителями сопровождающих служб принимающей или транзитной Сторон. В связи с этим установлены случаи применения оружия.
Вместе с этим Соглашением регламентируются вопросы пограничного, государственного и таможенного контроля при осуществлении перевозок, а также правового статуса лиц, входящих в состав перевозимого воинского и другого формирования, караула, и специалистов.
Установлен порядок возмещения либо отказа от предъявления претензий, касающихся возмещения ущерба, нанесенного принимающей, транзитной и направляющей Сторонам.
Личный состав воинских и других формирований, караулов, а также специалисты пользуются правовой защитой направляющей, транзитной и принимающей Сторон. Вместе с этим определена ответственность за несоблюдение ими законодательства принимающей или транзитной Сторон и совершение правонарушений.
Кроме того, определен порядок оказания медицинской помощи личному составу перевозимого воинского и другого формирования, караула, а также специалистам. Регламентируются действия Сторон в случае наступления форс-мажорных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций при осуществлении перевозок и транзита.
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.
Соглашение действует в течение срока действия Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.
Реализация Федерального закона не противоречит законодательству Российской Федерации и согласуется с международными обязательствами России, а его принятие не повлечет выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
На основании подпунктов "а" и "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации, поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в части, касающейся определения особого порядка пересечения государственных границ Сторон личным составом перевозимого воинского и другого формирования (караула). Кроме того, предметом Соглашения являются вопросы, затрагивающие обороноспособность Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения" подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по международным делам, соисполнитель по Федеральному закону, рекомендует Совету Федерации одобрить названный Федеральный закон.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем заключении отмечает, что Соглашение соответствует Конституции Российской Федерации и международным обязательствам Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности считает, что ратификация Соглашения отвечает интересам Российской Федерации, так как будет способствовать укреплению мира, международной и региональной безопасности и стабильности, а также защите на коллективной основе территориальной целостности и суверенитета государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:
рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.А. Озеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.