Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 451473-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части расширения компетенции совета многоквартирного дома), внесенному депутатами Государственной Думы И.И. Квиткой, М.Л. Шаккумом, О.Ю. Баталиной и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 03 апреля 2014 года (протокол N 160, пункт 20) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 451473-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части расширения компетенции совета многоквартирного дома), внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Квиткой, М.Л. Шаккумом, О.Ю. Баталиной и другими.
Законопроект предусматривает возможность собственников помещений передавать на определенный период времени часть вопросов, находящихся в компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме совету многоквартирного дома. А именно:
- решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом;
- решения о передаче в пользование иным (третьим) лицам объектов общего имущества в многоквартирном доме, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
- решения об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;
- выбор способа управления многоквартирным домом;
- принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
- принятие решения о заключении, изменении, прекращении, отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом либо договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об условиях, на которых такой договор заключается
Кроме того, проектом расширяются полномочия председателя совета многоквартирного дома, а именно - ему предоставляется право без доверенности, выданной собственниками, подписывать акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Данная новелла не противоречит части 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на указании закона, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
По мнению Комитета, данные изменения позволят повысить эффективность управления многоквартирным домом собственниками и создать более конкурентную среду на рынке управляющих компаний.
Вместе с тем, не отрицая актуальности, к проекту имеются замечания.
1. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 1 проекта совету многоквартирного дома может быть передано полномочие по принятию решения о передаче в пользование иным (третьим) лицам объектов общего имущества в многоквартирном доме, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам о распоряжении общим имуществом, в том числе, об установлении рекламных конструкций, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Иными словами, при решении этого вопроса законодатель ранее предусмотрел квалифицированное большинство собственников (а не простое большинство собственников), так как практика показала, что вопрос установления рекламных конструкций является достаточно конфликтным в первую очередь для самих собственников. Кроме того, указанное правило, было установлено для предотвращения в данной сфере злоупотреблений правом, в том числе коррупциогенного характера.
В этой связи, учитывая, что управление общей долевой собственностью в многоквартирном доме не ставит своей целью извлечение прибыли, считаем целесообразным исключить эту новеллу из текста проекта.
2. Подпунктом "г" пункта 4 статьи 1 проекта предлагается дополнить статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации частью 13, устанавливающей, что "Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое советом многоквартирного дома с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику либо возникновение иных неблагоприятных последствий.".
Следует учесть, что согласно статье 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Иными словами, Комитет полагает, что последнее предложение новеллы не в полной мере согласуется с положением о самостоятельности и независимости судей, так как по сути устанавливает "предписание" о параметрах судебного решения в отношении собственника, прямо не принимавшего решения о пользовании своей долей в общем имуществе собственников многоквартирного дома.
Указанные замечания являются существенными, но могут быть учтены при работе над проектом во втором чтении.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию указанного проекта федерального закона.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.