Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 28 ноября 2016 г. N 3.8-04/2191
по проекту федерального закона N 1160520-6 "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 ноября 2016 года.
Проект названного Федерального закона (N 1160520-6) был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 30 августа 2016 года с наименованием "О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации" и был принят 2 ноября 2016 года в первом чтении, 9 ноября 2016 года во втором чтении и 16 ноября 2016 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.
Федеральный закон направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2016 года N 11-П, согласно которому положения статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - статья 217 НК РФ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57, в той мере, в какой они в силу своей неопределенности допускают обложение налогом на доходы физических лиц ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.
Федеральным законом от обложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) освобождаются доходы в виде ежемесячных денежных выплат, производимых ветеранам боевых действий, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Правовое управление Аппарата Совета Федерации обращает внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" аналогичные выплаты получают также ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Однако в Федеральном законе отсутствуют положения об освобождении этих выплат от уплаты НДФЛ.
Комитет отмечает, что большинство выплат и компенсаций, назначаемых лицам, признаваемым государством нуждающимися в повышенной социальной защите, по своему характеру относятся к мерам социальной поддержки, при этом они имеют различные наименования в зависимости от основания назначения, что привело к неопределенности правового регулирования и неоднозначному пониманию положений статьи 217 НК РФ при решении вопроса о налогообложении выплат.
Стоит отметить, что Пенсионный фонд Российской Федерации не удерживает НДФЛ с ежемесячной денежной выплаты, перечисляемой им напрямую ветеранам боевых действий (в том случае, когда они оставили службу и перешли на пенсию). Если же выплата осуществлялась Пенсионным фондом Российской Федерации через организации, в которых ветераны проходят службу, то организации - работодатели взимали НДФЛ, поскольку выплата прямо не была поименована в статье 217 НК РФ, что и привело к судебному решению, так как ветераны боевых действий, получающие ежемесячную денежную выплату, были поставлены в неравное положение в зависимости от формальных, не связанных с правовой природой выплаты критериев.
Комитет выражает опасение, что после внесения узконаправленных изменений в статью 217 НК РФ может возникнуть ситуация, при которой будут облагаться НДФЛ все остальные ежемесячные денежные выплаты, производимые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.