Заключение Счетной палаты РФ от 16 ноября 2016 г. N ЗСП-205/16-09
на проект федерального закона N 1153276-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части изменений, предусматривающих перенос дат начала и окончания финансового года соответственно на 1 октября и 30 сентября)
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 11 ноября 2016 г. N 59К (1134)))
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1153276-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части изменений, предусматривающих перенос дат начала и окончания финансового года соответственно на 1 октября и 30 сентября) (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 18 октября 2016 г. N 4).
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым, В.В. Сысоевым и другими, предусматривает внесение изменений в ряд статей Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с предлагаемым изменением даты начала финансового года с 1 января на 1 октября и даты его окончания с 31 декабря на 30 сентября, установленных статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
В соответствии со статьей 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязательным элементом налогообложения является налоговый период, которым в отношении отдельных видов налогов признается календарный год (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, единый сельскохозяйственный налог, транспортный налог), что, в свою очередь, влияет на сроки поступления доходов в бюджет и, соответственно, исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации в обязанности налогоплательщика входит представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
При этом статьей 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря.
Также полагаем важным отметить, что в отношении обязательных платежей, формирующих доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отчетным и расчетным периодом также признается календарный год (страховые взносы, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
В случае принятия законопроекта потребуется внесение изменений в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, может повлечь нарушение порядка бюджетного процесса как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пояснительной записке к законопроекту предлагаемые изменения разработаны в целях повышения уровня и эффективности исполнения федерального бюджета.
Полагаем, что действующей редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены достаточные правовые нормы, необходимые для регулирования процесса формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также эффективного и равномерного их исполнения в течение финансового года независимо от дат его начала и окончания.
На основании изложенного Счетной палатой Российской Федерации законопроект не может быть поддержан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.