Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1122936-6 "О внесении изменений в статьи 51 и 53 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",
внесенному Государственным Советом Республики Татарстан
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об общества с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) и Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в целях пресечения злоупотреблений, связанных с такой формой реорганизации юридического лица, как присоединение.
Согласно проектируемому пункту 6 статьи 51 Федерального закона N 14-ФЗ участники реорганизуемых обществ сохраняют статус участника в организациях, созданных либо не прекративших свою деятельность в процессе реорганизации, в соответствии с решением совместного общего собрания участников обществ, участвующих в реорганизации в форме слияния, присоединения, или общего собрания общества, реорганизуемого в форме преобразования, выделения и разделения (пункт 1 статьи 1 проекта). Обращаем внимание на то, что Федеральный закон N 14-ФЗ статус участника общества связывает с наличием у него доли в уставном капитале данного общества; при реорганизации общества статус участника "следует судьбе" его доли; выход участника из общества не осуществляется посредством реорганизации. При этом размер долей в уставном капитале общества, созданного либо не прекратившего свою деятельность в процессе реорганизации, определяется участниками самостоятельно. В связи с этим полагаем, что проектируемая норма является излишней.
Проектируемый пункт 3 статьи 53 Федерального закона N 14-ФЗ (пункт 2 статьи 1 проекта) нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку исходит из того, что при присоединении уставный капитал общества, к которому осуществляется присоединение, подлежит увеличению на размер уставного капитала присоединяемого общества. Между тем согласно статье 17 Федеральный закона N 14-ФЗ увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества, и (или), если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Абзац второй пункта 3 статьи 53 Федерального закона N 14-ФЗ по существу воспроизводит положение абзаца 2 пункта 4 статьи 18 названного Закона, за исключением срока, в течение которого следует подать заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в устав. При этом месячный срок для государственной регистрации таких изменений исчисляется со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (то есть с момента завершения процедуры реорганизации). В связи с этим можно сделать вывод о том, что увеличение уставного капитала и реорганизация в форме присоединения являются самостоятельными и независимыми друг от друга действиями, подлежащими государственной регистрации. Абзац третий проектируемого пункта 3 статьи 53 Федерального закона N 14-ФЗ предусматривает в случае нарушения положений пункта 2 проектируемого пункта 3 статьи 53 названного Закона запрет на "любую государственную регистрацию в отношении юридического лица, к которому осуществлено присоединение", что может привести к существенному ограничению деятельности такого юридического лица.
Относительно пунктов 1 и 2 статьи 2 проекта полагаем необходимым обратить внимание на Приказ Федеральной налоговой службы России от 28.01.2013 N ММВ-7-6/43@, которым утвержден Порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц. Что касается проектируемых подпунктов "ц" и "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ (пункт 4 статьи 2 проекта) полагаем, что они не согласуются с положениями статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 53 Федерального закона N 14-ФЗ, которые не предусматривают запрета на реорганизацию в форме присоединения при наличии задолженности у одного из присоединяемых юридических лиц. При этом статьей 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 51 Федерального закона N 14-ФЗ устанавливаются гарантии для кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Кроме того, проектируемый подпункт "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, который предусматривает отказ в государственной регистрации реорганизации в форме присоединения, не согласуется с абзацами два и три проектируемого пункта 3 статьи 53 Федерального закона N 14-ФЗ, которые предусматривают запрет на осуществления регистрационных действий в отношении уже реорганизованного юридического лица.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.