Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
на проект федерального закона N 1107451-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
(в части установления Правительством Российской Федерации надбавки к цене субъектов электроэнергетики в отдельных регионах Дальнего Востока, порядка использования средств, получаемых от применения такой надбавки, и обеспечения минимизации ее размера)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1107451-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", внесенный депутатом Государственной Думы Б.К. Балашовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, Комитет отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской указанный проект федерального закона был разработан во исполнение пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации (от 8 декабря 2015 г. N Пр-2508) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г., а также подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации (от 16 марта 2016 г. N Пр-560) о разработке нормативных правовых актов, предусматривающих создание и внедрение механизма поэтапного снижения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), до базового (среднероссийского) уровня.
Законопроектом предусмотрено, что вышеуказанный уровень будет ежегодно определяться Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно положениям рассматриваемого законопроекта Правительство Российской Федерации будет ежегодно определять перечень территорий ДФО, для потребителей (за исключением населения) которых будет снижена цена (тариф) до базового уровня.
В настоящее время в большинстве субъектов ДФО тарифы на электрическую энергию значительно выше среднероссийского уровня. Наибольшее тарифное различие наблюдается в северных частях ДФО - в так называемых технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, что обусловлено существенно более высоким уровнем соответствующих издержек (Чукотская АО, Сахалин, Якутия и т.д.).
Вместе с тем в случае снижения тарифов на электрическую энергию на территориях ДФО до среднероссийского уровня возникнет риск недофинансирования и формирования выпадающих доходов энергетических компаний региона.
В качестве механизма компенсации выпадающих доходов энергетических компаний ДФО законопроектом предлагается с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года использовать надбавку к цене субъектам электроэнергетики, функционирующим на территориях Дальнего Востока.
Средства для использования вышеуказанной надбавки будут обеспечиваться путем увеличения стоимости мощности для потребителей ценовых зон оптового рынка (территории Европейской, Уральской и Сибирской части России).
Совокупная нагрузка на потребителей вышеуказанных ценовых зон (за исключением населения) в связи с выравниванием тарифов во всех субъектах ДФО составит - 29,5 млрд. руб., что приведет к её росту в конечной цене для потребителей на величину до 1,3%.
В целях снижения рисков неэффективного использования средств энергетическими компаниями ДФО и минимизации размера надбавки для потребителей ценовых зон оптового рынка в законопроекте предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка использования и контроля средств, получаемых от применения надбавки.
Кроме того, решения Правительства Российской Федерации по уровню надбавки должны приниматься с учетом социально-экономических последствий, эффективности использования средств, получаемых от применения надбавки, а также необходимости минимизации размера надбавки.
Законопроект не предусматривает использование средств бюджетной системы Российской Федерации.
В тоже время Комитет обращает внимание на некорректное использование ряда определений, содержащихся в рассматриваемом законопроекте. Так, например, в законопроекте не уточняется, о цене какого товара либо услуги идет речь: о цене электрической энергии, мощности, либо иных услуг, оказываемых в сфере электроэнергетики. Далее по тексту законопроекта используется словосочетание "надбавка к цене субъектов электроэнергетики". Использование указанных словосочетаний в законодательном акте представляется недопустимым, поскольку не позволяет однозначно уяснить смысл вводимых правовых норм.
Корректировке подлежит также формулировка в отношении способа определения величины надбавки, содержащаяся в подпункте "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта: "Надбавка к цене субъектов электроэнергетики Дальнего Востока может устанавливаться в виде порядка ее определения", далее, "при установлении надбавки к цене субъектов электроэнергетики Дальнего Востока предусматривается в том числе порядок контроля за эффективностью использования субъектами электроэнергетики средств, получаемых от применения такой надбавки и обеспечение минимизации ее размера", в этой норме не уточняются вид предполагаемого контроля (государственный контроль или надзор) и орган, уполномоченный его осуществлять, а также не прописан механизм достижения цели в части минимизации размеров надбавки.
По мнению Комитета результате введения указанной надбавки повысится цена на электроэнергию и (или) на мощность, что, в свою очередь, повлечет увеличение расходов государственных и муниципальных учреждений и, следовательно, расходов бюджетной системы Российской Федерации. Однако данный факт не нашел отражения в сопроводительных документах к законопроекту.
В тоже время по итогам результатов действия данного федерального закона Комитетом отмечается необходимость проведения оценки итогов его действия в целях выявления целесообразности применения предлагаемого им механизма. Данный анализ необходим еще и потому, что возникает вопрос о распространении предлагаемого законопроектом механизма на всех хозяйствующих субъектов отдельных регионов ДФО без каких либо исключений и оценки результатов их деятельности.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации установление рассматриваемым законопроектом надбавки к цене приведет к росту расходов бюджетной системы Российской Федерации на обеспечение деятельности потребителей электрической энергии. При этом пояснительная записка к законопроекту не содержит достаточного обоснования эффективности данной меры, необходимости и целесообразности установления такой надбавки, описания механизма достижения заявленной цели снижения тарифов путем предлагаемого законопроектом решения. Отсутствует детальный анализ преимущества предлагаемых решений, а также доказательства невозможности в действующем правовом регулировании установить особенности тарификации электрической энергии и (или) мощности для субъектов электроэнергетики Дальнего Востока.
Данное обстоятельство не позволяет сделать вывод о целесообразности предлагаемого механизма урегулирования проблемы и социально-экономических последствиях его использования.
На основании изложенного представленный законопроект Счетной палатой Российской Федерации не поддерживается.
По законопроекту имеется положительный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором также указывается на необходимость конкретизации отдельных положений и формулировок рассматриваемого законопроекта.
Учитывая вышеизложенное и большую значимость решения поставленных в законопроекте задач для регионов Дальнего Востока, Комитет по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1107451-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.