Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций
на проект федерального закона N 1101772-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
внесенного Народным Собранием Республики Ингушетия
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций от 29 ноября 2016 г. N 5)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел проект федерального закона N 1101772-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части предмета своего ведения и отмечает следующее.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130 Конституции РФ).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (статья 132 Конституции РФ).
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") новой статьей 71.1, регламентирующей создание общественных советов при органах местного самоуправления, что, по мнению субъекта права законодательной инициативы, позволит совершенствовать механизм осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации") общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления, которые в соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования.
Общественные советы призваны содействовать учету прав и законных интересов общественных, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности органов местного самоуправления. Целью создания данных институтов является повышение открытости местной власти и принимаемых ею решений.
Вместе с тем, следует отметить, что перечень, закрепленный в части 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", является исчерпывающим, отсутствие в нем общественных советов при органах местного самоуправления может вызвать затруднение их деятельности по осуществлению общественного контроля на местном уровне. Считаем целесообразным уточнить положения пункта 4 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", что позволит устранить правовую неопределенность в вопросе включения общественных советов при органах местного самоуправления в число субъектов общественного контроля.
Кроме того, нуждается в дополнительной проработке вопрос, касающийся требований к кандидатурам в состав общественного совета при органе местного самоуправления. Так, согласно проектируемой норме правом выдвижения кандидатур в члены данных общественных советов обладают общественные объединения. Однако общественные объединения как вид некоммерческих организаций статьей 50 и главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрены.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1101772-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.