Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 1098670-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части уточнения терминологии, используемой в Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"),
внесенному Самарской Губернской Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18.10.2016 года (выписка из протокола N 4, пункт 128) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) в пределах своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 1098670-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения терминологии, используемой в Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"), внесенный Самарской Губернской Думой.
1. Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 582 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 66, 69, 84, 131 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) и статьи 12.1, 12.5, 13 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Авторы законопроекта предлагают заменить в вышеназванных нормативных правовых актах термин "воспитательное учреждение" на "образовательные организации" в целях согласования соответствующих норм с положениями Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
2. В целях приведения законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" был разработан и принят Федеральный закон от 02.07.2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Указанным Федеральным законом были внесены изменения более чем в 100 федеральных законов, большинство изменений обеспечивало приведение терминологии в соответствие с понятиями и терминами, используемыми в Федеральном законе от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В том числе изменения были внесены и в СК РФ.
Так, в частности, в пункте 3 статьи 73 СК РФ, устанавливающей перечень субъектов, которые могут предъявить в суд иск о лишении родительских прав, такие субъекты как "дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения и другие учреждения" были изменены на соответствующие организации.
Однако в отдельных статьях СК РФ сохраняется прежняя формулировка и используется словосочетание "воспитательное учреждение".
В пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что на практике учреждений, основной целью деятельности которых было бы осуществление воспитания, нет.
Действительно в действующих нормативных правовых актах имеются отсылки к учебно-воспитательным учреждениям открытого и закрытого типа (например, в Федеральном законе от 24.06.1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации), однако указанные учреждения в соответствии с положениями части 9 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" являются образовательными организациями для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода.
Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения соответствуют положениям действующей редакции СК РФ и позволят устранить ряд внутренних противоречий.
Так, например, согласно положениям пункта 1 статьи 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций возлагается на органы опеки и попечительства. Однако в пункте 3 статьи 69 СК РФ среди оснований лишения родительских прав называется отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родительного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1098670-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения терминологии, используемой в Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"), внесенный Самарской Губернской Думой, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.