Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1031792-6 "О государственной монополии на производство и оборот сахара", внесенному депутатами Государственной Думы М.В. Дегтяревым, А.Н. Диденко
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает введение с 1 января 2017 года государственной монополии на производство и оборот сахара. Устанавливается, что с 1 января 2017 года производство и оборот сахара осуществляется исключительно организациями, имеющими соответствующую лицензию, с которыми государство в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти заключило договор на производство и оборот сахара согласно законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом согласно положениям статьи 2 проекта государственная монополия обеспечивается, в частности, установлением государственных стандартов в области производства и оборота сахара, введением лицензионного порядка производства и оборота сахара, заключением договоров с организациями на производство и оборот сахара в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Отмечаем, что в соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Необходимо отметить, что в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование введения не только лицензирования производства и оборота сахара, но и государственной монополии на производство и оборот сахара. Кроме того, не определен механизм "введения государственной монополии на производство и оборот сахара с 1 января 2017 года".
В связи с тем, что в проекте под оборотом сахара понимается в том числе экспорт и импорт, обращаем внимание на нормы статьи 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", согласно которым право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. При этом перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
В отношении установления государственных стандартов в области производства и оборота сахара следует учесть нормы Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", в соответствии с которыми в национальной системе стандартизации разрабатываются и принимаются национальные стандарты Российской Федерации, которые носят добровольный характер (см. пункты 1, 2, 5 статьи 2, пункт 1 статьи 4, часть 1 статьи 26 Федерального закона). Обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, реализации устанавливаются техническими регламентами (см., например, Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции").
В части, касающейся заключения договоров на производство и оборот сахара отмечаем, что в проекте не определен предмет, существенные условия таких договоров, права и обязанности сторон договора.
Обращаем внимание также на статью 3 проекта, устанавливающую срок вступления в силу проектируемого федерального закона (1 января 2017 года).
В связи с изложенным полагаем, что проект федерального закона нуждается в дополнительном обосновании и обсуждении.
Заместитель начальника |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.