Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности от 28 июня 2016 г. N 3.3-04/1457
по Федеральному конституционному закону N 1021323-6 "О внесении изменений в статьи 37 и 39 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, в соответствии со статьями 105 и 106 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрел Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в статьи 37 и 39 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" (проект N 1021323-6), одобренный Государственной Думой 22 июня 2016 года.
Проект данного Федерального конституционного закона внесён в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации 18 марта 2016 года.
Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" установлено, что верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов обладают правами юридического лица. В отношении районных судов полномочия юридического лица реализуются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
В систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации наряду с вышеперечисленными федеральными судами входят и военные суды. Полномочия, порядок образования и деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов и окружных (флотских) военных судов едины. Однако правовой статус военных судов как субъектов гражданско-правовых отношений до настоящего времени на законодательном уровне не урегулирован.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица при осуществлении гражданско-правовых отношений самостоятельно несут бремя содержания имущества, закрепленного за ними.
В настоящее время окружные (флотские) военные суды, фактически обладая статусом юридического лица, отвечают по своим обязательствам, в том числе осуществляют уплату коммунальных и иных платежей за эксплуатацию занимаемых ими зданий и сооружений. Однако согласно части 4 статьи 37 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон) военные суды освобождаются от таких платежей, что противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Внесение изменений в статью 39 Федерального конституционного закона предусматривает устранение существующего правового пробела с наделением на законодательном уровне окружных (флотских) военных судов статусом юридического лица, а также устанавливает порядок реализации полномочий Судебного департамента как юридического лица в отношении гарнизонных военных судов.
Принятие данного Федерального конституционного закона позволит устранить данные противоречия.
Федеральный конституционный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация данного Федерального конституционного закона не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Правовые последствия принятия Федерального конституционного закона заключаются в устранении пробелов в действующем законодательстве Российской Федерации, регламентирующем статус военных судов Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупционные факторы не выявлены.
Федеральный конституционный закон согласно части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, и его рассмотрение Советов Федерации должно быть начато не позднее 9 июля 2016 года.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:
рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в статьи 37 и 39 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.А. Озеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.