Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 526013-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части уточнения отдельных положений в целях повышения безопасности зданий и сооружений),
внесенному депутатами Государственной Думы З.А. Аскендеровым, А.Ю. Брыксиным, а также М.Ю. Авдеевым, Б.К. Балашовым, А.С. Сикорским и Б.В. Агаевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрел проект федерального закона N 526013-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения отдельных положений в целях повышения безопасности зданий и сооружений), внесенный депутатами Государственной Думы З.А. Аскендеровым, А.Ю. Брыксиным, а также М.Ю. Авдеевым, Б.К. Балашовым, А.С. Сикорским и Б.В. Агаевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на повышение безопасности строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений.
В этих целях законопроектом, в частности, уточняются отдельные положения, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации), в том числе, порядок выдачи и приостановления действия свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, необходимо учесть, что 24 июня 2016 года Государственной Думой принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым коренным образом изменяются подходы к деятельности саморегулируемых организаций, а свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, заменяются наличием членства в такой саморегулируемой организации.
Кроме того, указанным Федеральным законом учтены отдельные предложения рассматриваемого законопроекта.
Учитывая изложенное, внесение предлагаемых законопроектом изменений в части деятельности саморегулируемых организаций представляется излишним.
Законопроектом также предлагается наделить органы государственного строительного надзора полномочием по проведению проверки поступившей в адрес таких органов информации об осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или с нарушением требований градостроительных регламентов, технических регламентов, проектной документации и положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе, если в соответствии со статьей 54 Кодекса осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции таких объектов капитального строительства не предусмотрено.
Вместе с тем, необходимо учесть, что реализация указанных положений может привести к введению неоправданных административных барьеров при строительстве, что не в полной мере согласуется с концепцией плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 1336-р.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии частью 3 статьи 54 Кодекса в рамках осуществления государственного строительного надзора не предусмотрено проведение проверки соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции работ требованиям градостроительных регламентов.
Законопроектом также предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В этой связи Комитет отмечает, что введение административной ответственности за нарушение обязательных требований в области строительства при консервации объекта капитального строительства требует уточнения в связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства" при реализации решения о консервации объекта подготовка проектной документации не предусмотрена, заказчик обеспечивает подготовку технической документации.
Предлагаемое законопроектом увеличение административного штрафа за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 9.5 КоАП РФ, не согласуется с максимально допустимым размером штрафа, установленного частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
В случае введения административного приостановления деятельности в качестве санкции за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ, необходимо внесение сопутствующих изменений в часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая, что такая санкция может быть назначена только судьей.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству не поддерживает проект федерального закона N 526013-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения отдельных положений в целях повышения безопасности зданий и сооружений) и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.