Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 526013-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатами Государственной Думы З.А. Аскендеровым, А.Ю. Брыксиным, а также М.Ю. Авдеевым, Б.К. Балашовым, А.С. Сикорским и Б.В. Агаевым в период исполнениями ими полномочий депутатов Государственной Думы
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
В проектируемой законопроектом (подпункт "б" пункта 1 статьи 1) новой части 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) после слова "лицом" предлагается дополнить словами ", осуществляющим строительство или реконструкцию объекта капитального строительства,".
Положения проектируемой части 7.1 статьи 54 Кодекса (подпункт "в" пункта 1 статьи 1 законопроекта), устанавливающей, что орган государственного строительного надзора проводит проверку поступившей информации о нарушениях при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, при строительстве, реконструкции которого осуществление государственного строительного надзора не предусмотрено, требований градостроительного регламента, технических регламентов, проектной документации необходимо соотнести с положениями части 1 указанной статьи, которой установлен объектный состав государственного строительного надзора, так как фактически при проверке соответствующей информации будет осуществляться государственный строительный надзор. При этом обращаем внимание, что проверка соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции работ требованиям градостроительных регламентов предметом государственного строительного надзора не является (см. часть 2 статьи 54 Кодекса).
В пункте 5 статьи 1 законопроекта статья 55.15 Кодекса дополняется новой частью 3.1, согласно которой приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ допускается в случае несоответствия выполняемых членом саморегулируемой организации работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации. В этой связи обращаем внимание, что в части технических регламентов данное положение дублирует норму части 3 указанной статьи (не затрагиваемой законопроектом изменениями), которой установлено, что несоблюдение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов является основанием для приостановления действия свидетельства о допуске в отношении определенного вида или видов работ.
В предлагаемых законопроектом (подпункт "а" пункта 6 статьи 1) изменениях в часть 2 статьи 55.18 Кодекса слова "об основании исключения из членов саморегулируемой организации" предлагается заменить словами "об основании прекращения членства в саморегулируемой организации", поскольку "прекращение членства в саморегулируемой организации" является более широким понятием и включает в себя, в частности, исключение из членов саморегулируемой организации как одно из оснований прекращения членства в ней.
В отношении предлагаемых законопроектом (подпункт "а" пункта 1 статьи 2) изменений в абзац первый части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) следует иметь в виду, что согласно пункту 5 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 802, для проведения работ по консервации объекта разрабатывается техническая документация. Такой вид документации не указан в части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Предлагаемое в абзаце втором части 4 статьи 9.5 КоАП РФ (подпункт "а" пункта 2 статьи 2 законопроекта) увеличение размера административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, до ста тысяч рублей, то есть с превышением максимально допустимого размера, установленного в части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, требует внесения соответствующего изменения в часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
Кроме того, на наш взгляд, следует уточнить предлагаемое повышение административного штрафа за правонарушение, предусмотренное в части 4 указанной статьи, с точки зрения соразмерности ответственности за данное правонарушение и за другие правонарушения, предусмотренные в частях, в том числе, данной статьи.
В связи с дополнением абзаца второго части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ (пункт 3 статьи 2 законопроекта) таким наказанием как административное приостановление деятельности, которое налагается только судьей (часть 1 статьи 3.12 КоАП РФ), часть 1 данной статьи должна быть указана в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ.
Предлагаемые в законопроекте изменения в части разделения компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 9.5.1 КоАП РФ между органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора (статья 23.56 КоАП РФ) и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (статья 23.69 КоАП РФ), на наш взгляд, нуждаются в уточнении с учетом того, что согласно части 2 статьи 47 Кодекса различные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться как индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ, так и любыми физическими или юридическими лицами.
Предлагаемые в законопроекте изменения в части разделения компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 9.5.1 КоАП РФ между органами, осуществляющими государственный строительный надзор (статья 23.56 КоАП РФ) и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (статья 23.69 КоАП РФ), на наш взгляд, нуждаются в уточнении с учетом того, что согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации различные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться как индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ, так и любыми физическими или юридическими лицами. Кроме того, следует учесть, что в настоящее время органы, указанные в статье 23.56 КоАП РФ, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства).
Заместитель |
С.П. Степкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.