Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 260499-6 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части введения экспертизы проектной документации отдельных видов объектов капитального строительства в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к таким объектам)"
- внесен депутатами Государственной Думы А.В. Ломакиным-Румянцевым, М.Б. Терентьевым, А.В. Руденко, Р.А. Баталовой, С.А. Поддубным, Б.В. Михалевым, Е.А. Вторыгиной
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 260499-6 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
С указанной целью Законопроектом предлагается дополнить статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГРК РФ) новой частью 2.2, устанавливающей требование о том, что для объектов капитального строительства, указанных в пунктах 3-5 части 2 статьи 49 ГРК РФ, проводится экспертиза в части перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к этим объектам в соответствии с пунктом 10 части 12 статьи 48 ГРК РФ.
Таким образом, экспертизе должна подвергаться проектная документация следующих объектов капитального строительства:
- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГРК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГРК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Выбор видов объектов, проектная документация которых должна подпадать под экспертизу, обусловлен тем, что именно в таких зданиях, по мнению авторов Законопроекта, как правило, располагаются организации малого бизнеса, которые оказывают услуги населению (магазины, аптеки, юридические консультации и другие). В результате большинство этих зданий, а соответственно, и многие жизненно важные услуги, которые в них оказываются, остаются недоступными для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Принимая во внимание положения части 9 статьи 49, части 7 статьи 51, части 1 статьи 54 ГРК РФ можно сделать вывод о том, целью авторов Законопроекта является недопущение выдачи разрешения на строительство указанных объектов, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения требования о наличии в проектной документации перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда, а также включение строительства указанных объектов в предмет государственного строительного надзора.
При оценке целесообразности предлагаемого дополнения в статью 49 ГРК РФ необходимо учитывать, что соблюдение требования доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения в настоящее время определенным образом обеспечивается в рамках законодательства о техническом регулировании.
Так, частью 5 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что в технических регламентах могут содержаться, в частности, специальные требования к процессам проектирования (включая изыскания), строительства, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Во исполнение данной нормы статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Как предусмотрено частью 1 статьи 3 Закона N 384-ФЗ, объектом технического регулирования в данном федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
На основании статьи 38 Закона N 384-ФЗ оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям данного Федерального закона перед началом строительства здания или сооружения;
- удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, строительство которых завершено, требованиям данного Федерального закона перед вводом здания или сооружения в эксплуатацию;
- периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям данного Федерального закона и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения.
Следует также отметить, что частью 18 статьи 51 ГрК предусмотрена обязанность застройщика в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство передать такой раздел проектной документации, как перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Частью 5 статьи 55 ГРК РФ установлена обязанность органа до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию провести осмотр такого объекта капитального строительства на предмет его соответствия, в том числе, требованиям проектной документации (за исключением случаев, когда при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор).
Несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, а также невыполнение застройщиком обязанности, предусмотренной частью 18 статьи 51 ГРК РФ, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (части 6 и 7 статьи 55 ГРК РФ).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает механизмы, направленные на обеспечение доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения строящихся и реконструируемых объектов капитального строительства.
В пояснительной записке отсутствуют доводы о недостаточности предусмотренных форм оценки. По мнению Комитета, дополнение перечня процедур контроля соответствия объектов капитального строительства обязательным требованиям нуждается в дополнительном обосновании.
Необходимо также отметить, что на основании части 5 статьи 49 ГРК РФ предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Проектируемая норма о проведении в отношении ряда объектов капитального строительства экспертизы только в части перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к этим объектам в соответствии с пунктом 10 части 12 статьи 48 ГРК РФ не в полной мере соответствует предмету экспертизы, указанному в части 5 статьи 49 ГРК РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рекомендует субъектам права законодательной инициативы доработать законопроект с учетом указанных замечаний и внести измененную редакцию законопроекта в Государственную Думу в установленном порядке.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.