Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 260499-6 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части введения экспертизы проектной документации отдельных видов объектов капитального строительства в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к таким объектам)",
внесенному депутатами Государственной Думы М.Б. Терентьевым, Е.А. Вторыгиной, М.С. Селимхановым, Д.И. Савельевым, а также А.В. Ломакиным-Румянцевым, А.В. Руденко, С.А. Поддубным, Б.В. Михалевым, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрел новую редакцию проекта федерального закона N 260499-6 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части введения экспертизы проектной документации отдельных видов объектов капитального строительства в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к таким объектам), внесенный депутатами Государственной Думы М.Б. Терентьевым, Е.А. Вторыгиной, М.С. Селимхановым, Д.И. Савельевым, а также А.В. Ломакиным-Румянцевым, А.В. Руденко, С.А. Поддубным, Б.В. Михалевым, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается введение экспертизы проектной документации в части перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам транспортной и социальной инфраструктуры в отношении объектов капитального строительства, поименованных в пунктах 3 - 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и относящихся к объектам транспортной и социальной инфраструктур.
Кроме того, авторами предлагается включить в предмет экспертизы проектной документации оценку соответствия проектной документации требованиям доступности для инвалидов.
В связи с этим Комитет отмечает следующее. В настоящее время при проведении процедуры выдачи разрешения на строительство в обязательном порядке проверяется наличие перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае, если проектная документация указанных объектов не подлежит экспертизе.
Указанные изменения внесены Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
При этом введение предлагаемой законопроектом экспертизы проектной документации в отношении отдельных объектов капитального строительства, по мнению Комитета, приведет к увеличению стоимости и сроков осуществления строительства и реконструкции таких объектов.
Кроме того, в таком случае теряет смысл необходимость представления перечня мероприятий, предусмотренного подпунктом "з" пункта 3 части 7 статьи 51 Кодекса, при том, что внесение изменений в статью 51 Кодекса законопроектом не предусматривается.
Вместе с тем, необходимо отметить, что требование о необходимости предоставления для целей выдачи разрешения на строительство перечня мероприятий, предусмотренного подпунктом "з" пункта 3 части 7 статьи 51 Кодекса, не в полной мере реализует возможность контроля за содержанием такого перечня, в связи с чем, по мнению Комитета, представляется необходимым обсудить возможность внедрения такого контроля посредством проверки при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении объекта капитального строительства, указанного в подпункте "з" пункта 3 части 7 статьи 51 Кодекса, в части его соответствия разделу проектной документации, предусмотренному пунктом 10 части 12 статьи 48 Кодекса, а также соответствия указанного раздела проектной документации требованиям технических регламентов.
Следует также учесть, что законопроектом не раскрывается, что понимается под "требованиями доступности для инвалидов", в отношении которых должна быть проведена экспертиза проектной документации.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлены требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с указанными положениями жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Реализация этих требований осуществляется, в том числе, посредством использования при подготовке проектной документации перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521, в частности, предусмотренного пунктом 41 указанного перечня СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (разделы 1 (пункты 1.1 - 1.6), 2, 4 (пункты 4.1.2 - 4.1.11, абзацы первый - пятый пункта 4.1.12, пункты 4.1.14 - 4.1.16, абзац первый пункта 4.1.17, пункты 4.2.1 - 4.2.4, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.3 - 4.3.5, 4.3.7), 5 (пункты 5.1.1 - 5.1.3, абзацы первый - третий и пятый пункта 5.1.4, абзац первый пункта 5.1.5, пункты 5.1.6 - 5.1.8, 5.2.1 - 5.2.4, 5.2.6 - 5.2.11, 5.2.13, абзацы первый и второй пункта 5.2.14, пункты 5.2.15 - 5.2.17, абзац первый пункта 5.2.19, пункты 5.2.20 - 5.2.32, абзац второй пункта 5.2.33, пункты 5.2.34, 5.3.1 - 5.3.9, 5.4.2, 5.4.3, 5.5.1, 5.5.2, абзац первый пункта 5.5.3, пункты 5.5.4 - 5.5.7), 6 - 8, приложение Г.).
Указанные структурные единицы СП 59.13330.2012 являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
На законопроект получен отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству не поддерживает проект федерального закона N 260499-6 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части введения экспертизы проектной документации отдельных видов объектов капитального строительства в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к таким объектам) и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.