Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 1041782-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
(в части совершенствования правового регулирования заготовки гражданами валежника для собственных нужд)",
внесенный депутатом Государственной Думы О.Н. Епифановой, а также О.В. Тумановым, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1041782-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы О.Н. Епифановой, а также О.В. Тумановым, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагается на законодательном уровне ввести понятие "валежник", поскольку на основании обращений граждан авторами законопроекта сделан вывод о недостаточности действующего правового регулирования для решения "проблемы реализации валежника".
Целесообразность законопроекта обосновывается необходимостью обеспечить "очистку лесов" от валежника в целях улучшения "экологической ситуации".
В этой связи авторы законопроекта определяют термин "валежник" как естественно отпавшую, мертвую древесину в виде лежащих стволов деревьев, их частей, образовавшихся при ветровале, буреломе, снеголоме, снеговале, поврежденных грибковыми заболеваниями и насекомыми.
При этом в действующем лесном законодательстве Российской Федерации не используются предлагаемые в законопроекте термины "отпавшая древесина", "мертвая древесина", "бурелом", "снеголом", "снеговал". Таким образом, предлагаемое в законопроекте определение термина "валежник" не позволяет установить, каким именно признакам должна соответствовать древесина для возможности ее отнесения к валежнику.
Следует отметить, что статья 30 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) регулирует отношения, связанные с заготовкой древесины. Согласно части 1 статьи 29 ЛК РФ под заготовкой древесины понимается деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан) и вывозом из леса древесины.
Концепция ЛК РФ исходит из того, что при регулировании затрагиваемых законопроектом отношений речь идет о рубке погибших и поврежденных лесных насаждений и вывозе из леса полученной в результате этой деятельности древесины, а не заготовке "мертвой древесины", как указывается в пункте 1 законопроекта.
Утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. N 337 Правила заготовки древесины наряду с валежником относят к погибшим и поврежденным лесным насаждениям сухостои, буреломы, ветровалы и другие, законопроект же трактует термины "ветровал", "бурелом" и другие в качестве стихийных бедствий.
Вместе с тем предлагаемое законопроектом определение валежника не предполагает рубку лесных насаждений. В этой связи предлагаемое регулирование отношений, связанных с заготовкой валежника, выходит за рамки предмета правового регулирования статьи 30 ЛК РФ.
Таким образом, законопроект не содержит норм о порядке разработки или сбора валежника, а фактически устанавливает возможность бесплатного получения гражданами определенных лесных ресурсов в собственность.
Действующий ЛК РФ в схожих случаях предлагает иной механизм решения соответствующих проблем. В рамках существующего правового регулирования граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (часть 3 статьи 50.3 ЛК РФ).
Авторы законопроекта также не учитывают, что валежник может быть включен в состав недревесных лесных ресурсов, заготовка которых гражданами для собственных нужд в соответствии с частью 1 статьи 11 Лесного кодекса может осуществляться свободно и бесплатно.
Ранее на рассмотрении Государственной Думы находился аналогичный по своему содержанию проект федерального закона N 893713-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", который был отклонен при рассмотрении в первом чтении 27 января 2016 года.
На законопроект поступил отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации с учетом позиции Минприроды России и Экспертного управления Президента Российской Федерации не может рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1041782-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.