Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1057997-6 "О внесении изменений в пункт 2 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка закрытия аэродромов (вертодромов) для приема и отправки воздушных судов) (далее - Законопроект), внесенным депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, В.Е. Деньгиным, А.С. Старовойтовым, а также М.А. Шингаркиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, предлагается наделить "уполномоченных лиц" правом принятия решения о закрытии аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации для приема и отправки воздушных судов в связи с техническими и метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов, а также закрытия аэродромов (вертодромов) гражданской авиации в связи с "техническими, метеорологическими и другими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов, жизни или здоровью граждан".
По мнению авторов Законопроекта, предлагаемые изменения позволят более оперативно принимать решения о закрытии аэродромов (вертодромов) для приема и отправки воздушных судов.
Комитет отмечает, что авторы Законопроекта упускают из вида то обстоятельство, что Российская Федерация является государством-участником Конвенции о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 1944 год).
Единообразные стандарты, требования и правила, а также рекомендуемая практика по производству полетов воздушных судов были приняты в порядке статьи 37 Конвенции о международной гражданской авиации (далее - Конвенция) и оформлены в виде Приложения N 6 к указанной Конвенции.
Целью данного Приложения является содействие безопасности полетов воздушных судов путем определения критериев безопасной эксплуатационной практики.
В данной связи Комитет обращает внимание на пункт 4.1.3. части 1 Приложения N 6 к Конвенции, согласно которому "аэродромы и их средства ... постоянно поддерживаются в состоянии пригодности для обеспечения полетов в течении опубликованных часов работы независимо от погодных условий". Таким образом, предлагаемые Законопроектом изменения вступают в противоречие с обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией, как государством-участником Конвенции.
Кроме того, в соответствии с пункт 57 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных Приказом Минтранса России от 25 сентября 2015 года N 286, оператор аэродрома гражданской авиации обязан в случае выявления обстоятельств, создающих угрозу безопасности полетов, незамедлительно проинформировать органы организации воздушного движения.
При этом, право принятия окончательного решения о взлете и посадке воздушного судна, согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 58 Воздушного кодекса Российской Федерации, принадлежит командиру воздушного судна, который в соответствии с пунктом 4.5.1 части 1 Приложения 6 к Конвенции несет ответственность за безопасность всех членов экипажа, пассажиров и груза, находящихся на борту после закрытия дверей.
Следует также отметить, что в тексте Законопроекта авторами используется понятие "в иных случаях", что вызывает вопросы с точки зрения конкретности и определенности предлагаемых правовых норм. Поскольку данное понятие отличается своей неопределенностью, то велика вероятность его достаточно широкого толкования, что может привести к ряду проблем в последующей правоприменительной практике.
Аналогичные вопросы возникают и в отношении используемого в Законопроекте понятия "уполномоченное лицо". Из текста Законопроекта не вполне понятно кем данное лицо уполномочено совершать указанные действия по закрытию аэродромов (вертодромов) для приема и отправки воздушных судов.
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 1057997-6 "О внесении изменений в пункт 2 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка закрытия аэродромов (вертодромов) для приема и отправки воздушных судов), внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, В.Е. Деньгиным, А.С. Старовойтовым, а также М.А. Шингаркиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.