Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 25685-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"
внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Законопроектом вносятся изменения в статью 24 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и статью 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие установку за счет федеральных органов исполнительной власти мемориального знака на надгробном памятнике (мемориальной плите колумбария) в честь погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и дополнительное указание в книге регистрации захоронений, что погибший (умерший) являлся участником Великой Отечественной войны.
С учетом поступивших на данный законопроект отзывов, замечаний и предложений необходимо отметить следующее.
Статья 24 Федерального закона "О ветеранах" и статья 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" содержат положения о расходах на оказание ритуальных услуг, а также изготовление и установку надгробного памятника, в частности, погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, которые возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Указанные расходы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" (в редакции от 10 марта 2016 года N 176).
В соответствии данным постановлением погребение участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, которым определяются качественные параметры и требования к надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) граждан, включая участников и инвалидов Великой Отечественной войны.
Согласно требованиям Минобороны России к типовым образцам надгробных памятников, изготовляемых и устанавливаемых в соответствии с нормами расходов, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460, перечень граверных работ содержит, в том числе символ памяти (ветвь, звезда).
Возмещение родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по увековечиванию памяти погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, расходов на изготовление и установку надгробных памятников производится после его изготовления и установки (согласно Порядку погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников", утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 года N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы").
В правоприменительной практике могут возникнуть затруднения в части распространении действия законопроекта на установление мемориального знака на надгробном памятнике (мемориальной плите колумбария), погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны до вступления в силу предлагаемых изменений, а также по источнику финансирования мероприятий, связанных с переустановкой ранее изготовленных надгробных памятников (мемориальных плит колумбариев).
По предложенной законопроектом норме в части дополнительного указания в книге регистрации захоронений, что погибший (умерший) являлся участником Великой Отечественной войны, следует отметит, что в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела, к которой относится, в том числе установление порядка и форм регистрации захоронений, осуществляется органами местного самоуправления.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указывается на отсутствие дополнительных расходов федерального бюджета.
Однако Правительство Российской Федерации и Правовое управление Государственной Думы отмечают, что реализация законопроекта повлечет дополнительные расходы федерального бюджета, и отсутствие в законопроекте норм, определяющих источник и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Комитеты Совета Федерации по социальной политике, а также по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию законопроекта с замечаниями.
На проект федерального закона поступили отзывы от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти 65 субъектов Российской Федерации: за принятие законопроекта - 8 субъектов Российской Федерации, против его принятия - 2, мнение остальных субъектов Российской Федерации не выражено.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует отклонить данный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.